Хайминова Валентина Владимировна
Кильдяшова Любовь Александровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 27 «Березка»
г. Старый Оскол
Всероссийские педагогические чтения «Zа правое дело, Zа мир на земле и Zа жизни детей», секция “Совместная деятельность ДС и семьи по воспитанию патриотизма у дошкольников”
Мы продолжаем себя в детях. И хотим, чтобы они были лучшие, совершеннее нас, являли собой тип современного передового человека, активного строителя будущего и борца за мир. В общем, мы растим гражданина. Но высокое чувства гражданственности не рождается, само собой. Его надо пробуждать в растущем человеке и как можно раньше. Буквально с первых проблесков сознания воспитывать в ребенке любовь к родной земле, на которой он родился и живет. Маленький ребенок впервые открывает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина» в семье.
Воспитание гражданина – это трудоемкий и многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач. А именно: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родному микрорайону, городу, формировать в нем чувства хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и общественному достоянию, хлебу и продуктам питания (ведь будущему гражданину предстоит по- хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами); вызывать в растущем человеке чувство гордости достижениями страны; воспитывать любовь и уважение к людям труда, восхищение мужеством воинов; развивать к доступным ребенку явлениям общественной жизни, нашим традициям.
Чувство родины… Оно начинается у маленького ребенка с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. И родной двор, сквер, улица, где мы не раз водили малыша за руку, и вид из окна квартиры на проспект, носящий имя героя войны и прогулка к Алее Славы у кинотеатра «Быль», и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа-все это Родина. Для взрослых важно отбирать из массы впечатлений получаемых ребенком, те которые доступны, наиболее ярко характеризуют современный строй жизни: дом, двор, детский сад, родной город и край, труд людей, направленный на благо общества, процветание Родины; отношения людей, раскрывающие ребенку образ жизни (коллективизм, взаимопомощь, оптимизм, вера в человека, стремление к миру);общественные события (полеты космонавтов, спортивные соревнования, празднования Дня Победы, День освобождения Старого Оскола и Дня Города и т.д.).
Разумеется, раскрытие этих понятий должно осуществляется на близких и понятных ребенку примерах окружающей жизни, с учетом психологических и возрастных особенностей дошкольника. Именно поэтому факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть ярки, образны. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как все образах воплощается Родина. Помните, как об этом сказал поэт К. Симонов: «Ты вспомнишь не страну большую, какую ты изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал». И действительно, как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос. Старшему дошкольнику важно подчеркнуть: наша страна – самая мощная и самая мирная держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу. Пример тому- Великая Отечественная война. Советские войны вместе со всем народом сумели победить врага и отстоять то, что было завоёвано революцией. Взрослые призваны помогать ребенку «открыть» Родину, показать связь его счастливого детства с героическим прошлым страны. Не считайте, что разговор на эту тему сложен для старшего дошкольника- все дело в доходчивых словах и ярких фактах. В этой связи хочется привести пример из книги «Родительская педагогика» В.А. Сухомлинского.
«Отец сказал Пете: – Сегодня поедем на мое поле сынок.
– разве у тебя есть свое поле?- спросил сын.
-Есть.
Добирались долго: поездом, автобусом. Наконец, достигли леса. Вдоль опушки увидели широкое ровное поле, на нем колосилась пшеница.
-Это мое поле, – сказал отец. – Здесь я сражался с фашистами. Выбили мы отсюда врага. На этом поле – моя кровь…. Вон под тем холмом я лежал раненый… задумчиво, строго по-новому смотрел сын на поле, казавшееся ему до сих пор самым обыкновенным. Может быть, именно в этот миг понял мальчуган, что значит служить своему народу. И здесь же увидел в своем отце верного защитника Родины, храброго человека». На конкретных фактах из жизни дедушек и бабушек у детей формируется представление о долге пред страной и гражданской чести, о любви к отчизне и ненависти к врагу, о трудовом подвиге и воинской доблести. Старшему дошкольнику можно рассказать о том, что в великую Отечественную войну многие дети лишились родителей и того, что им принадлежало по праву,- счастливого детства.
«Вот в руках брошюра Т. Матвеевой «Так мужают мальчишки». Она хоть и предназначена для взрослых, но многие фрагменты дойдут до сердца дошкольника.
– Во время войны многие дети лишились родителей, – говорит педагог, оставшись без мамы и папы, без дома, одежды и пищи (ведь кругом шла битва, все было разрушено), дети прибивались к солдатам и вместе с ними двигались по боевым дорогам. И жалели и принимали в полк. И становились они как бы приемными детьми полка. Потому и называли их «сын полка», «дочь полка». Здесь в этой книге рассказывается об одном таком сыне полка Николае Белове…. послушайте
«Сирота он прибился к воинской части. Было ему тогда 12 лет. Три месяца Коля учился, стал связистом. Бывало, перебьет снарядом провод – бесстрашный мальчишка бежит под пулями восстанавливать связь. Потом его перевели в штаб командира полка. Он держал связь с батальонами, передавал приказы командира: «Подавить пулемет! Ударить по противнику! «Николай Белов спас радиостанцию и был награжден медалью «За боевые заслуги». Потом его грудь украсили еще медали «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне1941-1945г.г.» Пусть не все поймет ребенок сейчас, однако след в его сердце останется, он осмыслит цену завоеванного для него счастья. Подобные уроки мужества особенно полезны в воспитании мальчиков: это – они будущие мужчины, а значит, и будущие войны и позже должны уметь охранять чистое небо нашей Родины, а если потребуется, то и встать на е защиту. Благодаря целенаправленному воспитанию важно подвести ребенка к пониманию: мы победили в тяжелей битве с фашизмом, потому что люди любят свою Отчизну; Родина чтит героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Подтверждением этому могут служить и прочитанная книга, и экскурсия к памятнику маршала Жукова, по Алее Славы героев старооскольцев, к памятнику «Мать провожает сына на войну», участие детей в шествии «Бессмертный полк», и прогулки по улицам и площадям города.
Чувство признательности к тем, кто отстоял счастливое настоящее, формируется у ребенка не только доходчивым и задушевным словом, но и всей жизнью самых дорогих и близких для ребенка людей – отца и матери, дедушки и бабушки, их ответственным отношением к повседневному труду, памятью погибшему бойцу, почитанием боевых наград и фотографий как семейных реликвий военного времени.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» указано, что у детей старшего дошкольного возраста следует воспитывать любовь к Российской Армии. Полезно, например, почитать детям старшего дошкольного возраста такие литературно – художественные произведения, как «Шел солдат» С. Баруздина, «Почему маму прозвали Гришкой» Н. Дилакторской, «Песня о Чапаеве» З. Александровой, «На заставе» А. Барто. С удовольствием дети слушают отрывки из книг Л.Кассиле «Твои защитники», «Богатыри», «Памятник советскому солдату» и другие.
Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить Родину, восхищаться ее героическим прошлым, стремится сделать ее краше и сильней.