НОД по основам безопасности жизнедеятельности в старшем дошкольном возрасте
Сорокина Татьяна Валериевна
воспитатель
МБДОУ детский сад № 31
комбинированного вида
Киселевского городского округа
Программное содержание:
– способствовать формированию ценностей здорового образа жизни;
-развивать представление о полезности физической активности и личной гигиены;
-закрепить знания о пользе витаминов для здоровья детей;
-уточнить знания о полезных и вредных продуктах для здоровья;
– активизировать словарный запас.
Материал: Модель автобуса, иллюстрации с изображением спортсменов, иллюстрации с изображением фруктов, овощей и других продуктов, сигнальные карточки, плакат о гигиене тела, «чудесный мешочек», предметы личной гигиены.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о здоровье.
Как вы понимаете, что такое здоровье?
Дети: Здоровье-это сила, красота!
Воспитатель Как мы можем сами себе помочь укрепить здоровье и что для этого нужно делать?
Дети: Заниматься физкультурой, закаляться, правильно питаться, следить за чистотой своего тела, употреблять в пищу витамины.
Воспитатель Какие вы знаете пословицы и поговорки о здоровье?
Дети: «Здоровье- лучшее богатство», «В здоровом теле здоровый дух», «Здоровому все здорово», «Здоровье всему голова», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
Игра «Продолжи предложение»
Воспитатель: Когда у меня хорошее настроение, я …
Когда у меня плохое настроение, я …
Хорошее настроение помогает мне …
Воспитатель: Ребята, какое сегодня у вас настроение? С хорошим, веселым настроением мы отправляемся путешествовать в страну здоровья.
(Дети имитируют путешествие на автобусе)
Воспитатель: Первая остановка на опушке леса называется «Дыхательная».
Воспитатель: Какой в лесу воздух? Чем он полезен? Подышим свежим воздухом.
Дыхательные упражнения
(Дети произносят звуки на выдохе предельно долго)
Подул теплый ветерок, «Ш-ш-ш…»- поднимают руки вверх
Зашелестели листья. – шевелят пальцами.
Подул холодный ветер. «С-с-с…» – машут руками.
Ветер затих, не шевелятся Дети опускают руки
Ни листочки, ни веточки. Расслабляют все мышцы рук.
(Упражнение повторяется 2-3 раза)
Воспитатель: Продолжим наше путешествие. (Дети имитируют посадку в автобус)
Воспитатель: Следующая станция «Двигательная». (Дети рассматривают иллюстрации с изображением спортсменов в разных видах спорта).
Воспитатель: Кто живет на этой станции? Чем они занимаются?
Дети: На этой станции живут спортсмены. Они занимаются спортом.
Воспитатель: Что укрепляется у человека, занимающегося спортом?
Дети: У человека укрепляется здоровье, спортсмены крепкие, сильные.
Воспитатель: Чтобы мы были бодрые, веселые выполним зарядку.
Комплекс «Дружные ребята»
«Посмотри на руки»
Встать парой, спиной друг к другу, взяться за руки. Поднимать и опускать руки.
«Качели»
Расставить ноги на ширину плеч, держать руки в стороны «лодочкой». Наклоны вправо-влево.
«Поздоровайся»
Стоя на коленях спиной друг к другу, выполнять повороты так, чтобы «встретится» ладошками.
«Весы»
Стоять, взявшись за руки. Один ребенок приседает, другой стоит. Затем первый приседает, а второй стоит.
«Гребцы»
Сидя, ноги врозь, упор ступнями в ступни товарища, держась за руки.
На счет 1- один ребенок выполнит наклон вперед, другой назад; на счет 2-первый отклоняется назад, второй наклоняется вперед.
«Прыжки»
Прыгать на обеих, положив руки на плечи партнера.
Воспитатель: Молодцы! Вы дружные ребята. (Дети «садятся в автобус» и едут дальше).
Воспитатель: Следующая станция «Питательная». (Дети рассматривают плакаты с изображением фруктов и овощей).
Воспитатель: Для чего нам нужны фрукты и овощи? Что в них содержится полезного?
Воспитатель: Какие овощи убивают вредные микробы, которые могут попасть к нам в организм?
Дети: Лук, чеснок.
Воспитатель: В народе говорят: «Лук от семи недуг». Лук очень хорошо убивает микробы. Врачи рекомендуют в период эпидемии гриппа принимать лук и чеснок. Что происходит, когда мы чистим лук?
Дети: Мы плачем.
Воспитатель: Сейчас мы поможем своим глазкам расслабиться и не плакать.
Массаж глаз «Раздеваем лук»
Сняли тоненький сюртук, Потирают средние пальцы рук друг о
Сняли рыжую рубашку, друга, чтобы их разогреть.
Сняли желтую рубашку, Неплотно прикрывают глаза и мягко
А стянув еще рубашку, проводят пальцами от внутреннего края
Все заплакали вокруг. глаз к внешнему.
Вот как мы вчера на кухне Расфокусируют зрение и совершают
Раздевали горький лук. круговые движения зрачками глаз
сначала в одну сторону, потом в другую.
Воспитатель: Что нужно делать с фруктами и овощами перед едой?
Игра «Полезно- не полезно»
(На столе картинки с изображением полезных и вредных продуктов, таких как фрукты, овощи, конфеты, чипсы, газированная вода и др.)
Правила игры: Воспитатель показывает полезный продукт- дети показывают сигнальную карточку зеленого цвета. Воспитатель показывает вредный продукт – дети показывают карточку красного цвета.
(Дети имитируют поездку на автобусе)
Воспитатель: Последняя станция «Гигиеническая». (Дети рассматривают плакат о гигиене тела).
Воспитатель: Что мы видим на картине? Для чего нужно умываться и чистить зубы?
Дети: Быть чистым и здоровым.
Игра «Чудесный мешочек»
(В мешочке лежат предметы личной гигиены: мыло, зубная щетка, полотенце, носовой платок)
Правила: Дети на ощупь узнают предмет, и говорят, для чего он необходим.
Воспитатель: К сожалению, наше путешествие в Страну Здоровья закончилось. По каким станциям вы путешествовали? Какие правила вы будете соблюдать, чтобы не болеть и иметь хорошее настроение?
Воспитатель: Что мы пожелаем всем детям?
Дети: Если хочешь быть здоров, закаляйся!
И холодною водой умывайся!
Запомнить нужно навсегда:
Залог – здоровья чистота!
Чтобы крепким быть, сильным быть,
Надо с физкультурою дружить.
Бегать, прыгать и скакать,
И с ребятами играть,
Есть салаты на обед
И любить велосипед!