Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»
Архипова Ольга Николаевна
воспитатель
Астапова Татьяна Александровна
педагог – организатор
ГБОУ «Школа № 1430»
г. Москва
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ БЕЗ ОПАСНОСТЕЙ
квест
Цель:
Формирование представлений о правилах ОБЖ.
Задачи:
– формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, представлений детей об опасных ситуациях, которые могут возникнуть в окружающей действительности, способах их предупреждения и оказания первой помощи;
– формирование представления о социальной роли труда и значимости профессий «пожарный», «врач», «инспектор ДПС»;
– воспитание уважения к результатам труда людей данных профессий;
– освоение детьми элементарных правил безопасного поведения дома и на улице
– формирование умений осуществлять осознанный и ответственный выбор, решать проблемы, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в т. ч. и в командных играх.
– развитие двигательного опыта детей.
– развитие физических качеств: быстроты, ловкости, координации
– совершенствование умения самостоятельно выполнять правила подвижной игры.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги.
Названия станций: «Берегись огня», «Айболит», «Светофор»
Материалы и оборудование:
– мультимедийная установка;
– эмблемы городов
– указатели для движения по маршруту (предметные картинки)
– карта Страны без опасностей (в электронном виде)
– маршрутные листы в печатном виде (на каждую команду свой маршрут)
– сумочка для через плечо (на каждого ребенка)
Станция «Берегись огня» (рекомендуется использовать помещение спортивного зала)
– ноутбук
– видео-викторина «Что нужно для работы пожарному?»
– видеофильм о работе пожарных
– волшебная палочка
– спортивное оборудование для полосы препятствий
– карточки с номерами телефонов (на всех детей)
Станция «Айболит»
– пустой медицинский чемодан (коробка с красным крестом)
– предметы, необходимые для работы врачу
– предметы, не относящиеся к работе врача
– карточки с красной и зеленой полосой (на каждого ребенка)
– картинки с изображением полезных и вредных продуктов (на каждого ребенка)
– клей-карандаш (на каждого ребенка)
– клеенка (на каждого ребенка)
– салфетка (на каждого ребенка)
– куклы (по количеству детей в подгруппе)
– бутылочка пластмассовая от перекиси водорода без наклейки с водой (по количеству детей в подгруппе)
– лейкопластырь (на всех детей)
– карточки с номерами телефонов (на всех детей)
Станция «Светофор»
– видеофильм о работе инспектора ДПС
– набор дорожных знаков
– основа для светофора (на каждого ребенка)
– сигналы светофора из бумаги (на каждого ребенка)
– клей-карандаш (на каждого ребенка)
– клеенка (на каждого ребенка)
– салфетка (на каждого ребенка)
Ход квеста:
Дети входят в украшенный музыкальный зал и рассаживаются на местах.
Ведущий:
– Здравствуйте, ребята! Сегодня на электронную почту нашего детского сада пришло письмо, а в нем очень интересное видео-сообщение. Предлагаю его посмотреть.
На экране демонстрируется видеообращение от персонажа Незнайка.
Здравствуйте, ребята и взрослые! Я Незнайка.
Много правил есть на свете,
Их должны запомнить дети!
В спички лучше не играть!
Дверь чужим не открывать!
Осторожность в гололед
От ушибов сбережет!
Для чего в саду забор,
На дороге светофор?
И, чтоб не было беды
Не шалите у воды!
Не бери без спросу нож!
И запомни, где живешь!
Про пожар, что нужно знать
И кого на помощь звать?
Ноль один, ноль два, ноль три
Ты запомни! И звони!
Ведущий:
– Предлагаю Вам совершить увлекательное путешествие в Страну без опасностей. Жители этой страны всегда соблюдают правила безопасного поведения и хотят рассказать Вам о том об этом. В путешествии вас ждут интересные игры и задания. Желаю вам счастливого пути и ярких впечатлений. До свидания! До скорой встречи!
Ведущий:
– Ребята, а Вы хотите отправиться в увлекательное путешествие в страну без опасностей?
(Ответы детей)
Ведущий:
– А как же мы будет перемещаться по Стране без опасностей? Мы ведь ее совсем не знаем? Как вы думаете, ребята, чтобы могло нам помочь ориентироваться и найти нужную дорогу в этой стране?
(Ответы детей)
– Чтобы мы не заблудились, жители прислали нам карту своей Страны без опасностей (на экране карта Страны без опасностей)
– Рассмотрите ее внимательно. Что же Вы видите на ней? Какие города вам предстоит посетить?
(Ответы детей)
Ведущий:
– Страна Безопасности очень большая, и чтобы нам было удобней передвигаться предлагаю Вам объединиться в команды и выбрать себе капитана.
Дети объединяются в команды. Выбирают капитана.
Ведущий:
– Капитаны, возьмите со стола маршрут путешествия по стране безопасности для своей команды.
(Капитаны подходят к столу, на котором разложены маршрутные листы, выбирают маршрут и возвращаются к своим командам)
Ведущий:
– Ребята! Внимательно рассмотрите маршрут своего путешествия, с какого города вы начнете свое путешествие, каким закончите и в каком направлении вы будете передвигаться?
Команды самостоятельно рассматривают маршрутные листы и обсуждают маршрут своего движения. Взрослый может задавать командам уточняющие вопросы.
Ведущий:
– Команды готовы? Путешествие начинается. В добрый час!
Дети отправляются по маршруту в сопровождении взрослого
Город «Берегись огня» Детей встречает педагог.
Педагог:
– Ребята, в какой город вы попали? Почему Вы так решили?
– Отгадайте загадку:
Перетянут он ремнем.
Каска прочная на нем.
Он в горящий входит дом,
Он сражается с огнем.
(пожарный)
Педагог:
– Ребята! Пожарные хотели прийти к нам в гости, но их срочно вызвали на тушение пожара. И чтобы познакомить Вас со своей работой они прислали нам видеофильм.
Видеофильм «Пожарные» (сборы на выезд, тушение огня)
Педагог:
– Ребята, как Вы думаете, что необходимо пожарному при его работе? Сейчас мы это узнаем.
Видео-викторина «Что нужно для работы пожарному?»
Педагог:
– Какими же качествами должен обладать настоящий пожарный? Чтобы это узнать мы с вами поиграем в игру.
Педагог:
– Чтобы всегда быть в отличной физической форме пожарные проходят специальную подготовку. Хотите принять в ней участие? (Ответы детей)
Полоса препятствий «Пожарные на учении»
Например, дети должны пробежать по ребристой дорожке, попасть мешочком с песком в корзину, на обратном пути перепрыгивая из обруча в обруч вернуться к команде.
Педагог:
– Ребята, вы молодцы, успешно прошли подготовку пожарных. Перед вами на столе лежат различные номера телефонов. Вспомните, по какому номеру нужно позвонить, чтобы вызвать пожарных. Выберите его из номеров на столе и возьмите его себе на память. (Дети забирают карточку с номером «01» и складывают в свою сумочку.) До свидания!
После выполнения заданий, капитан берет карту и вместе с детьми определяет куда они должны дальше идти.
Город «Айболит». Детей встречает медицинская сестра.
Медсестра:
– Здравствуйте, ребята!
– Ребята, как Вы думаете, в какой город Вы попали? Почему Вы так решили?
– Где работают врачи и медицинские сестры?
– В какую одежду они одеты? Зачем им нужна специальная одежда?
Ответы детей
Медсестра:
– Вы все были на приеме у врача. Предлагаю вам сейчас собрать чемодан со всеми необходимыми предметами для его работы.
Игра «Собери чемодан врача».
Медсестра:
– Ребята, перед вами на столе стоит пустой медицинский чемоданчик и разложены различные предметы. Рассмотрите их внимательно. Выберите предметы, которые необходимы врачу для работы и положите их в чемодан.
Медсестра:
– Молодцы, ребята, быстро собрали чемодан для врача. Какие предметы вы туда положили? Для чего они нужны врачу? Ответы детей
Медсестра:
– Но ведь врачи не только лечат людей, но и заботятся об их здоровье. Поддерживать здоровье людям помогают полезные продукты питания.
Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты».
Медсестра:
– Перед вами картинки полезных и вредных пищевых продуктов. У каждого из вас есть две карточки: одна с красной полосой сверху, а другая с зеленой полосой. На карточку с красной полосой приклейте вредные для здоровья продукты, а на поле с зеленой полосой полезные продукты.
Медсестра:
– Как много полезных продуктов вы знаете. А чем они полезны? Ответы детей.
– Возьмите карточку с полезными продуктами с собой и расскажите об этих продуктах своим друзья и родителям. (Дети забирают карточку и складывают в свою сумочку.)
Медсестра:
– Ребята, вы молодцы. Оказали первую помощь как настоящие врачи. Вспомните, по какому номеру телефона нужно звонить если человеку стало плохо со здоровьем.
– Выберите из карточек с номерами телефонов ту карточку, на которой записан необходимый нам номер. Возьмите его себе на память, чтобы не забыть. (Дети забирают карточку с номером «03» и складывают в свою сумочку.) До свидания!
После выполнения заданий, капитан берет карту и вместе с детьми определяет куда они должны дальше идти.
Город «Светофор». Детей встречает педагог.
Педагог:
– Здравствуйте, ребята! В какой город вы попали? Почему вы так решили?
– Послушайте стихотворение и скажите о ком оно?
Инспектор на посту
Все заметит за версту:
Где порядок нарушают,
ПДД не соблюдают…
Кто на скорости несется?
Задержать его придется.
Торопыжке даст совет:
Не ходи на красный свет!
(Инспектор ДПС)
Педагог:
– Работа инспектора очень трудная и порой опасная. Предлагаю вам посмотреть об этом небольшой фильм.
Видео «Работа инспектора ДПС» (дежурство на дорогах, задержание нарушителей ПДД, помощь пешеходам)
Педагог:
– Ребята, какие помощники есть у инспектора ДПС на дорогах? Ответы детей
Дидактическая игра «Дорожные знаки»
Педагог:
– Ребята, для чего нужны дорожные знаки? Какие дорожные знаки вы знаете? На столе перед вами дорожные знаки они все разные. Рассмотрите их и распределите на несколько групп. Объясните, почему вы так решили. Что означает каждая группа знаков? (запрещающие, предписывающие, предупреждающие)
Педагог:
– Есть у инспектора еще один важный помощник. О нем есть загадка, попробуйте ее отгадать.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
(светофор)
Педагог:
– Хотите сделать светофор?
– Все необходимое лежит на столах. Присаживайтесь, пожалуйста и приступайте к работе.
Дети садятся за столы (на каждого ребенка основа светофора, три круга (сигнала светофора), клей-карандаш, клеенка и салфетка). На заранее подготовленные обклеенные черной бумагой коробочки им нужно приклеить сигналы светофора.
Педагог:
– Ребята, какие замечательные светофоры у вас получились. Надеюсь, они пригодятся вам для игр по правилам дорожного движения. До свидания!
После выполнения заданий, капитан берет карту и вместе с детьми определяет куда они должны дальше идти.
После прохождения всех станций дети возвращаются в музыкальный зал. (Дети, которые вернутся первыми, вместе с
педагогом и музыкальным руководителем играют в подвижные игры «Красный, желтый, зеленый», «Островок безопасности»)
Ведущий:
– Мы снова встретились с вами. Все маршруты пройдены. Это значит, что наше путешествие подошло к концу. Вам оно понравилось?
– В какой стране вы сегодня побывали?
– Какие станции вы посетили?
– С какими профессиями вы познакомились?
– Что запомнилось больше всего?
– Ребята, вы молодцы, оказывается, вы уже многое знаете и умеете. И можете уберечь себя и своих друзей от опасности, предотвратить ее. Сможете оказать первую медицинскую помощь, знаете, как вести себя, если вдруг случился пожар, знаете правила поведения на дороге и вблизи нее.
– И в завершении нашего праздника, я хочу поблагодарить всех присутствующих и вручить всем свидетельства о том, что Вы являетесь Юными знатоками безопасности.
Детям вручаются свидетельства «Юный знаток безопасности»
Список литературы:
- Голицына Н.С. «ОБЖ для старших дошкольников»- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Детский проект «Школа пешехода: Изучаем правила дорожного движения»
- Жук Л.И. Я люблю эту землю. Минск, 2000
- Журнал «Воспитатель ДОУ», №7, 2010
- Занятия по правилам дорожного движения – Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина, Москва, ТЦ Сфера 2005г.
- Лысова В.Я. Спортивные праздники и развлечения. Старший дошкольный возраст. М., 2000
- Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Павлова Г.Я. «Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности» – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М., 1986
- Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице» – М.: Центр педагогического образования, 2007
- Чермашенцева О.В. «Основы безопасного поведения дошкольников» – Волгоград: Учитель, 2010.