СКАЗКА, КАК ИСТОЧНИК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»

Матросова Лариса Геннадьевна

воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №21»

г. Иваново

СКАЗКА, КАК ИСТОЧНИК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

     В настоящее время мы все чаще встречаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу и к окружающим людям. Наблюдая за детьми дошкольного возраста, родители и педагоги замечают, что не все ребята умеют по-доброму общаться, некоторые из них проявляют склонность к враждебности, нежелание делится игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

Рекламное сообщение

     Родители не всегда осознают, что под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, которые их ребёнок смотрит дома, у дошкольников искажены представления о духовных и нравственных качествах: добре, милосердии, справедливости. А потом эти папы и мамы на родительских собраниях задают одни и те же вопросы: «почему мой ребёнок постоянно дерётся?», «почему он такой жадный?», «почему он никого не слушает?». Нужно помнить, что именно с раннего возраста идёт формирование и развитие нравственных качеств, и никак нельзя согласиться с мнением некоторых родителей: «вырастет – поймёт».

    Мы должны также не забывать, что с раннего детства взрослые обязаны развивать в ребёнке личность, отличающуюся мудростью, самостоятельностью, милосердием и любовью к окружающим. Одним из путей для решения данной проблемы является работа по ознакомлению детей со сказками. Хотя в настоящее время сказка, как и многие ценности нашей культуры заметно утратили своё значение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении ребёнка, способствует закладке этических и эстетических чувств. Сказка – это среда для развития эмоционально-нравственного опыта детей, помогающая не только представить последствия своих поступков, но и пережить их смысл для себя и окружающих.

     Многие великие писатели, педагоги, психологи видели в сказке неоценимый источник духовно-нравственного воспитания. «Что за прелесть эти сказки», – писал Александр Сергеевич Пушкин брату Лёвушке. А его няня Арина Родионовна, рассказывая сказки будущему писателю, таким образом, по словам Пушкина, «восполняла недостатки воспитания». В.А. Сухомлинский считал, что сказка — это «зернышко, из которого прорастёт эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». Он теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию», «благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем».

     Хочется отметить, что сказка актуальна для каждого возраста. Если малыша она занимает и утешает, то старшего дошкольника и младшего школьника она по-настоящему воспитывает, а вот подростку может помочь разобраться в каких-то проблемах, поразмышлять о нравственных нормах, некоторым даже обрасти надежду на будущее.

    Цель педагога донести до родителей, что духовный мир ребёнка нуждается в постоянном развитии. А для этого у нас есть многовековой опыт, заключённый в произведениях великих писателей и поэтов. И наша задача не заменять эти жемчужины дешевыми суррогатами в виде низкопробных заграничных мультфильмов и компьютерных игр, мысли из которых быстро укореняются в головах детей.

    Главное достоинство сказок в том, что посредством их событий, детьми хорошо усваиваются:

– духовно-нравственные категории (добро-зло, послушание-непослушание, трудолюбие-лень, мир-вражда и др.);

– развивается образный строй речи, обогащается словарный запас, формируются навыки связной речи;

– в детях воспитывается милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

– взращивается трудолюбие, уважение к результатам чужого труда.

     Кроме этого, сказка не даёт прямых нотаций («слушайся родителей!», «не уходи из дома без разрешения!», «уважай старших!»), но в её содержании всегда заложен урок, который дети постоянно воспринимают. Например, сказка «Репка» учит малышей быть дружными, трудолюбивыми, «Красная шапочка» – быть внимательными к наставлениям взрослых, «Волк и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомым нельзя, можно попасть в беду.

     Очень важным для детей в данном жанре является хороший конец. Это даёт ребёнку чувство психологической защищённости. Чтобы не происходило в сказке, всё заканчивается хорошо, и те испытания, которые выпали на долю героев, сделали их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребёнок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам.

    Совместное прочтение сказки тесно сближает ребёнка с взрослым, они становятся участниками одного события. После чтения или рассказа можно вместе нарисовать самые яркие сюжеты, обыграть их всей семьёй, придумать и изготовить простые костюмы. Многим современным детям так часто не хватает внимания со стороны родителей, совместного общения. Поэтому, чтобы дети не уходили в виртуальный мир, им нужно уделять как можно больше времени. Тут и придёт на помощь сказка, которая поможет обучить и воспитать ребёнка так, чтобы он об этом даже не догадался.

     Хочется ещё отметить, что сегодня проблема подготовки детей к выполнению социальных ролей в обществе и семье, а также воспитания основ мужественности у мальчиков и женственности у девочек в эпоху кризиса семьи как социального института становится проблемой государственной значимости. Средством решения этих задач также являются этические беседы на основе художественных произведений, в том числе сказок. Сформировать положительный образ девочки, обладающей такими качествами, как скромность, трудолюбие, терпение, миротворчество помогают такие сказки, как «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снежная королева», «Аленький цветочек» и другие. Разбирая с детьми произведения, которые формируют представления о мужестве, смелости и отваге, необходимо подчёркивать общественную значимость и нравственную направленность этих качеств: мужество, смелость и сила нужны только при защите справедливости, слабых и обиженных. Собирательный образ мужественного героя помогают сформировать сказки: «Иван – крестьянский сын и Чудо – Юдо», «Царевна – лягушка», «Айболит» и другие.

     С учётом всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что в наше сложное, социально-неустойчивое время от правильно расставленных приоритетов в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения зависит не только благополучие и процветание, но также стабильность и адекватность общества в целом. Наша роль, как родителя и воспитателя, помочь ребёнку вступить в непростой мир, где ему предстоит встретится с добром и предательством, верностью и обманом, храбростью и хитростью. И наши дети должны научиться различать хорошее и плохое, ведь именно сейчас у них формируются самые разные взгляды с точки зрения морали.

Список используемой литературы:

  1. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М.: Творч. центр Сфера, 2004.
  2. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. – М.: Педагогика, 1979.
  3. Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  4. Горбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика. – 2012. – №5.
Летний образовательный форум“Лето – это маленькая жизнь”

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь