Афанасьева Марина Вячеславовна,
воспитатель,
Булатова Татьяна Анатольевна,
воспитатель,
МБДОУ – детский сад № 588
г. Екатеринбург
КОНСПЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПУТЕШЕСТВИЕ С ПРОФЕССОРОМ ЛЮБОЗНАЙКИНЫМ»
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Цель: создать условия для активизации познавательной активности детей в исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- üрасширять знания детей о чае;
- üпродолжать формировать умения детей составлять схему предложения из знаков;
- üупражнять в образовании относительных прилагательных;
- üпознакомить детей с китайским словом «Чае»;
- üупражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом;
- üформировать умение рисовать нетрадиционным способом.
Развивающие:
- üразвивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- üразвивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;
- üразвивать мелкую моторику рук и творческие способности детей;
- üразвивать двигательную активность детей.
Воспитательные:
- üвоспитывать интерес к поисково-экспериментальной деятельности и желание добиваться положительного результата в процессе работы;
- üвызвать радость от открытий, полученных от самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Материал: рюкзак, знаки, 4 стрелки, волшебная палочка, костюм профессора, стаканы, чайная заварка, лимон, чайные пакетики, палочка – ложка, влажные салфетки, кулечки для чайной заварки, прищепки, иероглифы, презентация «Чайная легенда», цветные шарфики для детей.
Ход: Дети заходят в музыкальный зал, встают в круг, здороваются друг с другом.
Дети: Здравствуйте, мои друзья! (машут друг другу)
Ребенок: Доброе утро!
Улыбнитесь скорее!
И сегодня ваш день
Пройдет веселее!
Воспитатель обращает внимание детей на предмет в зале – рюкзак.
Ребята, вы не знаете, что это за предмет?
Дети: Это рюкзак.
Воспитатель: Как его используют?
Дети: Рюкзак нужен для походов и путешествий.
Воспитатель: Давайте возьмем его с собой в наше путешествие! А вдруг он нам пригодится.
Сегодня мы отправляемся в поход.
Много нас открытий ждёт.
А поход наш не простой,
Интересный, вот такой! (показывает большой палец)
На полу нарисованы стрелки в разные стороны.
Воспитатель: Ребята, а в какую сторону нам идти? Надо найти подсказку.
Гимнастика для глаз.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И подсказку мы найдем.
Воспитатель показывает детям карточку с картинками.
Игра «Четвертый лишний» (картинка с изображением деревьев и рюкзака)
Воспитатель: Посмотрите внимательно, какая картинка лишняя?
Дети: это рюкзак
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что на картинке изображены деревья и рюкзак.
Воспитатель: Очень интересно! Оказывается, этот рюкзак не просто так здесь появился. Давайте посмотрим, что лежит в рюкзаке (достает знаки)
Ребята, посмотрите в рюкзаке какие-то странные картинки. Как они нам могут помочь?
Дети: Это условные знаки.
Воспитатель: Все правильно. Я думаю, что эти картинки – и есть наша подсказка. Если вы правильно составите предложение и сможете его прочитать, тогда и узнаем, куда мы сегодня с вами должны идти.
Ребята, подойдите и возьмите карточки и т.д.
Дети составляют предложения, используя знаки
1схема: дети – идущий человек – дорога – лес
2 схема: дети – плывущий человек – лодка – лес
3 схема: дети – летящий человек – самолет – лес
4 схема: дети – челочек едет – автобус – лес
Воспитатель: А сейчас расскажите, что у вас получилось.
Дети озвучивают результат командной работы.
Воспитатель: Ребята, так куда же мы сегодня с вами пойдем?
Дети: В лес
Воспитатель: Тогда покажите, как вы пойдете по дороге в лес? Молодцы! Весело и дружно вы шагали.
Как на лодке поплывете к лесу? Как дружные ребята сядут в автобус и поедут в лес? Как полетите на самолете? Перед полетом самолет заводит мотор, а теперь разгоняемся и полетели. Летит самолет и приземляется. Молодцы! Здорово у вас получается путешествовать! Вот мы с вами и добрались до лесной поляны.
Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем, аромат лесной вдохнем.
Садитесь поближе (кучкой)
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем,
Мы волшебный мир откроем,
О котором не забудем.
Дыхательное упражнение. Закрываем глаза и спокойно подышим. Вдыхаем носом, а выдыхаем ртом. Дышим спокойно, ровно.
В этот момент появляется профессор Любознайкин, и проносит около носов детей мешочек с ароматной заваркой.
Воспитатель: Дышим, дышим, вдыхаем аромат. Ребята, открывайте глаза.
Что вы почувствовали?
Дети: запах травы, аромат цветов, лесных ягод
Воспитатель: Отгадка кроется в загадке:
Смесь из листьев и цветов
Заварил, и он готов!
Дети: Это чай!
Профессор: Правильно! Молодцы! Конечно, чай!
Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Пусть наша встреча сегодня принесет вам радость и много новых интересных открытий, впечатлений.
Я профессор Любознайкин
Маг, волшебник, чародей
Расскажу вам тайну чая
слушайте меня скорей!
Поход ваш сегодня совсем неслучайный, а чайный! Предлагаю вам совершить путешествие в мир чая и попробовать раскрыть некоторые секреты этого удивительного и полезного напитка.
Ребенок: На Урале мы живем,
Каждый день все чай мы пьем.
Ребенок: Что же это за настой?
Удивительный такой.
Воспитатель: Ребята, у нас с вами есть волшебный рюкзак, давайте заглянем в него.
Профессор: Да, я вижу и рюкзак вы мой нашли. Молодцы! Этот удивительный рюкзак может многое вам поведать и показать. Ребята, а вы верите в чудеса?
Дети: Да!
Профессор: Палочкой волшебной
В воздухе взмахнем
И рассказ появится
В рюкзаке моем!
Воспитатель открывает рюкзак и достает из него иллюстрацию.
Профессор: Рассказ профессора сопровождается показом слайдов
1 картинка: чай – это ароматный напиток, который поддерживает бодрое, жизнерадостное настроение.
2 картинка: чай – это вечнозелёный кустарник, но листья его живут всего год,
3 картинка: опадают весной и взамен сразу появляются новые листья.
4 картинка: существует красивая легенда. Молодой пастух пас овец на склоне горы, было очень жарко, решил он попить воды.
5 картинка: налил он себе кружку воды из кувшина, спрятанного от солнца в кустах. Вода была очень вкусной и бодрящей.
6 картинка: что за чудо… Оказалось в кувшин попали листья с куста в которых он был спрятан. Так люди узнали о чае.
7 картинка: произошло это в далёком Китае.
8 картинка: чай в переводе с китайского языка – молодой листочек.
9 картинка: из Китая чай распространился по всему миру и попал к нам в Россию.
10 картинка: русский народ любит пить чай по-разному: с сахаром и без, с мёдом, с молоком, с травами и т. д.
Воспитатель: Чай с медом – медовый чай (проговаривает как пример)
С мятой – мятный чай, с лимоном – лимонный чай, с травами – травяной чай, с фруктами – фруктовый чай, с цветами – цветочный чай, с ванилью – ванильный чай, с витаминами – витаминный чай, с ягодами – ягодный чай, с липой – липовый чай, с ромашкой – ромашковый чай. Чай из Китая – китайский чай.
Профессор: Китайцы не только пили его ежедневно, но и продавали народам других стран. Называли они его «чае». В нашей стране название этого напитка «чай».
Профессор: Ребята, давайте скажем слово чай по-китайски «чае», а по-русски «Чай» (повторить 2-3 раза). Вот мы с вами и выучили одно китайское слово.
Профессор: Как вы думаете, где мы можем найти интересную информацию о чае?
Дети: прочитать в книге, посмотреть познавательную передачу, в интернете.
Профессор: Вы все правильно сказали. Но есть еще одно место, где можно не только получить интересную информацию, но самим попробовать поэкспериментировать с чаем. Я вам предлагаю продолжить поход и найти чайную лабораторию.
Ребенок: Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть – не упасть
То в страну цветного чая
Можно сразу же попасть
Воспитатель: Ну, что ребята, отдохнули надо двигаться дальше.
Музыкальная разминка – танец (зарядка «Маша и медведь)
Профессор: Вот мы и нашли лабораторию чайных чудес. Ребята, но для того, чтобы пройти дальше необходимо вымыть руки. Садятся за столы.
Я профессор Любознайкин
Всем детишкам дам ответ:
Почему чай заварился?
Отчего меняет цвет?
Профессор: А сейчас, ребята, в нашей лаборатории будут происходить чудеса! Вы сами будете проводить настоящие опыты.
1 опыт «Холодная – теплая вода» (холодная вода налита в стакан, а горячая наливается в процессе)
Профессор: На столе перед вами стоят два стакана, в которых налита вода. Давайте положим в них по одному пакетику чая. А теперь давайте понаблюдаем, что происходит? Внимательно смотрите. Наблюдаем, наблюдаем. Что же вы видите?
Дети: в одном стакане вода меняет цвет, а в другом нет.
Профессор: Почему так происходит, в чем причина?
Дети отвечают.
В 1 стакане вода холодная и она цвет практически не поменяла. В 2 стакане чай заварился быстрее, т.к. вода в нем теплая.
Вывод: в горячей воде чай заваривается и вода окрашивается в цвет заварки.
Чем теплее вода, тем больше вещества в ней может раствориться.
2 опыт «Природный краситель»
Профессор: Ребята, а сейчас достаньте пакетик из стакана с теплой водой и поставьте его на салфетку. Ребята, посмотрите на салфетку, что произошло с салфеткой?
Дети: Салфетка стала мокрой, она изменила цвет.
Профессор: Поднимите пакетик. Что вы видите? Возьмите еще по одной салфетке и сделайте несколько отпечатков пакетиком. Здорово, правда!
Вывод: чайная заварка окрашивает бумагу.
3 опыт «Волшебный лимон»
Профессор: Ребята, а еще у меня есть волшебный лимон. Возьмите дольку лимона, понюхайте, попробуйте его. Какой лимон?
Дети: Кислый, вкусный, полезный, витаминный
Профессор: На столе у вас стоит стакан с теплым чаем, положите в него дольку лимона. Возьмите палочку, подавите лимон в стакане. Размешайте палочкой. Посмотрите, что происходит с чаем?
Дети: чай стал светлее
Профессор: Почему так произошло?
Дети: высказывают свои предположения.
Профессор: Возьмите еще по одной дольке лимона, сдавите ее пальчиками. Что вы видите?
Дети: Из лимона бежит сок
Профессор: А как называется этот сок?
Дети: Лимонный сок, лимонад, лимонная кислота.
Профессор: Правильно! Сок лимона называется лимонная кислота. Давайте все вместе повторим. Лимонная кислота.
Дети: лимонная кислота
Вывод: Именно лимонная кислота меняет цвет чая.
Профессор: Ребята, для того чтобы продолжить творить чудеса нам необходимо вымыть руки. (дети протирают руки влажными салфетками)
Посмотрите, я для вас приготовил разноцветные карточки. Как вы думаете, что на них изображено?
Дети: дом, дерево, знак, китайское слово.
Профессор: Ребята, давайте с вами вспомним как на китайском языке звучит слово «чай»
Дети: Чае (хором)
Профессор: А так, это слово пишется (показывает карточку). И сейчас я предлагаю вам разукрасить иероглиф. А так как мы с вами находимся в лаборатории чайных чудес, то рисовать будем чайной заваркой.
Под музыку дети рисуют – творят.
Профессор: Ребята, очень красивые у вас получились работы. И пока они сохнут, я вам предлагаю сделать себе небольшой подарок. Это не простая лаборатория, а лаборатория чайных чудес и от сюда никто без подарка не должен уходить.
На столе стоит тарелка, на котором кучками разложены черный чай, красный чай, зелёный чай, травяной сбор, сухофрукты, шиповник
4 эксперимент «Необычный чайный вкус».
Детям предлагается составить свой сорт чая, какой бы они хотели.
Вывод: сорта чая можно получать смешивание разных ингредиентов.
Дети собирают себе подарок.
Профессор: Ну, а сейчас мы наш кулечек свернем и прищепкой зажмем.
Воспитатель: Наше увлекательное путешествие в чудесный мир чая заканчивается, мы должны возвращаться домой!
Профессор: Мне было очень приятно познакомиться с умными, любопытными и активными детьми! А сейчас пришло время прощаться.
Если палочкой волшебной
мы взмахнем четыре раза
В детский садик непременно
Дети все вернуться сразу
Один, два, три четыре.
Воспитатель: Вот мы снова с вами оказались в нашем уютном детском саду.
Игра «Продолжи предложение»
Воспитатель: Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.
Сегодня мы узнали о:
Я запомнил:
Мне было интересно:
Здорово! Какие вы молодцы!
А мне больше всего понравилось в нашем путешествии, ваши счастливые лица, светящиеся от любопытства глаза.
Ребенок: Когда мы увидимся снова?
Никто не ответит заранее.
Сказать остается два слова
И мы говорим: «До свидания!»
Воспитатель: это на русском языке, а по-китайски?
Дети: Цзаи цзиень!