Формирование патриотических чувств старших дошкольников через краеведо-туристскую деятельность

0
1939

Формирование патриотических чувств старших дошкольников через краеведо-туристскую деятельность

Андросова Ольга Ивановна,
​МБДОУ детский сад №56 «Солнышко» г.Белгорода

Актуальность проблемы формирования чувства патриотизма у детей дошкольного возраста не вызывает сомнения. В российском этносе идея патриотизма всегда рассматривалась в широчайшем диапазоне, включая вопросы национального самосознания, исторической миссии России и выбора путей ее развития. Сегодня патриотизм призван стать важной движущей силой окончательного преодоления кризиса российского общества. В то же время, чувство патриотизма не возникает спонтанно. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного процесса, начинающегося с самого раннего возраста.
С полной уверенностью можно сказать, что главная задача краеведо-туристической деятельности – соединять прошлое и будущее через настоящее, обогащая личность воспитанника духовным наследием прошлого.
Важность патриотического воспитания на современном этапе очень велика. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Данная проблема отражена в нормативных документах, а именно: ФЗ «Об образовании, в РФ», ФГОС ДО и т.д.

Задачи ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» звучат так:

1.Воспитывать патриотизм, обогащая детей знаниями о родной стране – России.

  • знакомить с понятиями «моя страна», «мой город (поселок, село, деревня)», «мой край», с именами героев края, города и т.д.;
  • дать детям начальное представление о государстве, в котором они живут, о названии государства, его символике, территории и расположении; об устройстве государства; о столице России – Москве; о том, что государственный язык России – русский;
  • формировать ценность процветания и безопасности Родины;
  • воспитывать любовь к родной природе, восхищение её красотой; рассказывать о национальных природных богатствах, уникальных объектах природы, самых важных вехах в истории родного края.

2. Воспитывать патриотизм через формирование уважения к родной культуре и гордости за неё.

  • знакомить детей с произведениями народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства, народной музыкой, песней, танцем, костюмом;
  • приобщать детей к достижениям отечественной культуры (искусства, науки, техники), ставшим вкладом в мировую культуру.

3.Воспитывать детей в духе уважения и интереса к различным культурам.

  • дать представления о культуре, отличающейся от родной (народная музыка, изобразительное искусство, танец, костюмы разных стран и народов). Обращать внимание не только на внешние отличия, но и на сходство ценностных ориентаций различных культур;
  • дать первичное представление о различных социальных группах и сообществах: ближайшее окружение – семья, наша группа.
Рекламное сообщение     

Патриотическое воспитание – сложная образовательная задача, она включает в себя исследование прошлого и настоящего.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственности воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.
В туристско-краеведческой деятельности заложены возможности для развития дошкольников, их патриотического воспитания: туристско-краеведческая деятельность позволяет ребенку в процессе тематических прогулок, экскурсий и походов изучать страну, начиная с «малой родины», патриотические, трудовые, военные, духовно-нравственные традиции народа.
Возможность воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложены в туристско-краеведческой деятельности не реализуются сами по себе – необходима целенаправленная, систематическая деятельность воспитателя, тесное взаимодействие со специалистами ДОУ и сетевое взаимодействие с социальными институтами детства.

Основными формами туристско-краеведческой деятельности дошкольников являются тематические прогулки, экскурсии, походы, наблюдения. Эта деятельность дает детям возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образы Малой Родины и Отечества. Подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепка, конструирование.

Методы воспитания – игра, игровые приемы как основа развития ребенка в дошкольном возрасте. Такая организация позволяет дошкольникам активно включаться в процесс туристско-краеведческой работы.
Педагогическая идея опыта заключается в использовании туристско-краеведческой деятельности в целостном воспитательно-образовательном процессе, а предлагаемые подходы, методические приемы, разработки конкретных маршрутов, система дидактических игр помогут им совершенствовать работу в вопросах патриотического воспитания дошкольников.

В нравственно-патриотическом воспитании дошкольников на основе краеведческого материала необходимо учитывать следующее:

  • ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей образовательной программы ДОУ, решаемых на фоне краеведческих материалов;
  • введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам;
  • формирования личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной деятельности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребенка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» (В.И. Слободчиков) и является необходимым условием развития его субъективности.

Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего:

  • Осуществление деятельностного подхода в приобщение детей к истории, природе родного города, т.е. выбор им сами той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представление об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, рисование, проведение экскурсий, деятельности по благоустройству города, охране природы и т.п.)
  • Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья в отечественных традициях и праздниках (Масленица, Рождество, Пасха и др.), познакомиться с жителями Белгорода – носителями социокультурных традиций в области различных трудовых ремесел, песен, танца и т.п.)

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольника с родным городом рекомендуем учитывать следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и с водится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п., в естественном включении краеведческого материала в образовательную программу дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой; сочетание всех видов деятельности с историко-культурными особенностями Белгорода.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопления им опыта, особенности эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на основе краеведческого материала позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

  • формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Белгородского края
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
  • воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастно к этому.
  • развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
  • формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать его в своей деятельности.

Литература

  1. Большаник П.В., Экскурсоведение / П.В.Большаник, С.А.Носков. – М.: Приор, 2008.
  2. Ванслова Е., Музейная педагогика в ХХI веке / Е.Ванслова // Мир музея. – 2005.
  3. Захарова Л.М., Формы сотрудничества детского сада с музеем / Л.М.Захарова // Ребенок в детском саду. – 2004.
  4. Калугина Т.П., Художественный музей как феномен культуры / Т.П.Калугина. – СПб.: Петрополис, 2001.
  5. Лихачев Д.С., Земля родная / Д.С.Лихачев. – М.: Просвещение, 1998.
  6. Морозова А.Н., Проблема музейной педагогики: история и современность / А.Н.Морозова // Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  7. Новицкая М.Ю., Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе / М.Ю.Новицкая, С.Ю.Афанасьева, Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева. – М.: Дрофа, 2010.
  8. Поштарева Т., Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования представлений об этнической культуре / Т.Поштарева, С.Мажаренко // Дошкольное воспитание. – 2008.
  9. Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения / Рос. Ин-т культурологи / Отв. Ред. М.Ю.Юхневич. – М.: Академический проект, 2006.
  10. Рыжова Н.А., Мини-музей в детском саду / Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова. – М.: Линка-Пресс. 2008.
  11. Столяров Б.А., основы экскурсионного дела / Б.А.Столяров. – СПб.: Изд-во Гос. Рус. музея, 2002.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь