Артемьева Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ «Городищенский детский сад «Аленький цветочек» Старооскольского городского округа опубликовала данный материал в печатном сборнике “Детский сад – территория ФГОС”, который был издан на портале “Мир дошколят” весной 2017 г.
-
Актуальность.
Сущность развития личности ребенка состоит в присвоении им накопленного человеком опыта, как духовного, так и материального. Что заложено в начале жизни, то остается навсегда. Поэтому особенно важно напитать душу ребенка высокими ценностями, зародить интерес к истории и культуре своей Родины, своего народа. Народная культура несет в себе образец отношения человека к природе, семье, роду, стране, чего так не хватает в нашем современном обществе, где нарушена связь времен, изменились отношения, идеалы.
Народные праздники помогают понять детям самобытность русской культуры и приобщать к ней необходимо одновременно с расширением знаний об окружающем мире, воспитанием потребности общаться с природой, участвовать в трудовой деятельности.
Тип проекта:
- по доминирующей в проекте деятельности –
-по содержанию – познавательный;
-по времени проведения – 3 месяца;
- по характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результата;
- по числу участников – групповой;
- участники проекта – дети, родители, воспитатели подготовительной группы.
Цель:
Знакомство с календарно – обрядовыми и классическими традициями русского народа. Развивать интерес к народной культуре, культуре родного края.
Задачи:
- вызывать интерес к истории народного календаря, используемого на Руси земледельцами;
- познакомить, как с помощью примет люди узнавали погоду, сроки посева и уборки растений;
- активизировать познавательную деятельность детей, приобщать к истории и культуре русского народа;
- пополнить словарь детей;
- создать положительный эмоциональный настрой. Предполагаемые результаты:
- вызван у детей интерес к истории Руси;
- сделать альбом «Народные традиции»;
- создать дневник наблюдений «Народные приметы».
-
Этап. Разработка проекта:
1.Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2.Подобрать методическую, художественную литературу по этой теме.
- Подобрать материал, наглядность для бесед, конкурсов. 4.Составить перспективный план мероприятий.
-
Этап. Реализация проекта Организованная деятельность детей:
1.Рассматривание календарей, книги «Народный календарь», картин. 2.Рассказы воспитателя о народных праздниках, традициях, приметах.
- Наблюдения за погодой, природой на прогулке, запись в дневнике наблюдений.
4.Знакомство с народными играми «Муха», «Медведь», «Баба Яга», «Сороконожка».
- Слушание песни «Во кузнице…».
- Выступление ансамбля «Забава» на дне села. Организованная деятельность воспитателя:
1.Подбор художественного материала и наглядности.
- Составление дневника наблюдений «Народные приметы». 3.Взаимодействие с родителями.
- Оформление альбома «Народные традиции».
Дата | Содержание | Цель | Форма проведения |
Сентябрь
1 неделя |
Знакомство с тематикой Проекта. Календарь с/х работ. | Заинтересовать детей проектом. Дать знания о с/х работах на Руси. | Рассказ воспитателя о народных традициях,
рассматривание книги «Народный календарь». |
2 неделя | Семенов день (14.09). | Познакомить детей с приметами бабьего лета. | Рассказ воспитателя о начале бабьего лета.
Игра «Муха». |
3 неделя | Встреча осени. День
осеннего равноденствия (21.09). |
Познакомить детей со вторым днем встречи осени «Осенины». | Рассказ воспитателя о происхождении некоторых
растений. |
4 неделя | Петр и Павел рябинники. | Познакомить детей о событии в народном календаре – днем
Петра и Павла |
Рассказ воспитателя о целебных
свойствах рябины, |
рябинников с помощью народного календаря. | о приметах, связанных с
рябиной. |
||
Октябрь
1неделя |
Шиповник- целитель. Арина- шиповница. (1.10) | Познакомить детей с днем «Арина – шиповница, Арина журавлиный лет» с помощью народного календаря. | Рассказ воспитателя о целебных
свойствах шиповника. |
2неделя | «Пчелы и мед».
Савватий-пчельник. (10.10) |
Познакомить детей с днем «Савватий-
пчельник – пчелиная десятина» с помощью народного календаря. |
Рассказ о роли
пчеловодства в с/х на Руси. о пользе меда. Р.н.игра «Медведь». |
3неделя | Покров день (14.10) | Обогащать знания детей о народных
приметах, фольклоре. Подвести к необходимости включать в свою деятельность русские народные игры, раскрыть их ценность и самобытность. |
Рассказ воспитателя о празднике
Покрова, народных приметах и обычаях, связанных с ним; р.н.и. «Баба-Яга», «Сороконожка». |
4 неделя | Традиции русского народа. Именины. | Закрепить знания детей о некоторых
исторических событиях нашего народа. |
Рассказать детям о народной традиции празднования дня
рождения, именин. |
Ноябрь | |||
1 неделя | Дмитриев день (8.11) | Познакомить детей со значением
Дмитриевской субботы и Дмитриева дня. |
Рассказ воспитателя о Дмитриевом дне, приметах на погоду, обычаях
этого дня. |
2 неделя | Кузьминки- по осени поминки.
Престольный праздник села (14.11). |
Познакомить с бытом крестьян на Руси, их занятиями.
Формировать дружелюбие. |
Рассказать о народных приметах и обычаях,
связанных с днем Кузьмы и Демьяна. Слушание р.н.песни «Во |
кузнице».
Выступление ансамбля «Забава» на дне села. |
|||
3 неделя | Матрена зимняя (22.11). Михайлов день. | Познакомить с приметами на зиму. | Наблюдение на
прогулке за инеем и туманом. |
4 неделя | Филипп (27.11). Начало Рождественского поста. | Знакомство с обычаями этого дня, приметами на урожай. | Рассказ воспитателя, наблюдения на
прогулке за погодой. |
Приметы осени.
- В осенние ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу мочит.
- Осенние ночи до снега темны.
- Осенью утро серенько – жди красного денька.
- Высокие перистые облака в виде завитков, медленно движущихся – признак хорошей погоды.
- Зима становится через сорок дней после первого снега.
- Теплая осень к долгой зиме.
- Вороны каркают хрипло, отрывисто и чаще обыкновенного – перед дождем.
- Синица пищит – зиму вещает.
- Пока лист с вишни не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Пословицы и поговорки об осени.
- Весна красна, да голодна, а осень дождлива, да сытна.
- Зерно в колоске – не спи в холодке.
- Не хвались, в поле едучи, а хвались, с поля везучи.
- Осенняя пора – птицы со двора.
- Лето со снопами – осень с пирогами.
- Весной дождь растит, а осенью – гноит.
ВИКТОРИНА «ОСЕНЬ».
Дети делятся на две команды.
1.Набор картинок. Дети выбирают себе картинки и доказывают, наступила осень или нет: (примерные картинки) солнце светит, облака серые, дуб зеленый, яблоня с яблоками, астры цветут, шиповник поспел, воробьи летают, ласточки улетели на юг, муха летает, бабочки спрятались под листики, поле зеленеет озимыми, урожай овощей
2.Интервью у птиц. (Каждая команда рассказывает, что им поведали птицы).
- Строят ли птицы сейчас гнезда?
- Откладывают ли яйца?
- Подросли ли птенцы?
- Когда собираются улетать в теплые края?
3.Назвать пословицы и поговорки об осени. Чья команда больше назовет.
4.Какая команда больше вспомнит стихов об осени.
5.Конкурс художников (раскрасить черно-белый пейзаж так, чтобы он соответствовал осеннему времени года).
6.Конкурс «Оденься по погоде» (из разнообразной одежды выбрать подходящую к осенней погоде).
- Вспомнить песни об осени.
8.Чья команда знает больше народных примет осени