Народные праздники и приметы осени

0
2484

Артемьева Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ «Городищенский детский сад «Аленький цветочек» Старооскольского городского округа опубликовала данный материал в печатном сборнике “Детский сад – территория ФГОС”, который был издан на портале “Мир дошколят” весной 2017 г. ​

 

  • Актуальность.

Сущность развития личности ребенка состоит в присвоении им накопленного человеком опыта, как духовного, так и материального. Что заложено в начале жизни, то остается навсегда. Поэтому особенно важно напитать душу ребенка высокими ценностями, зародить интерес к истории и культуре своей Родины, своего народа. Народная культура несет в себе образец отношения человека к природе, семье, роду, стране, чего так не хватает  в нашем современном обществе, где нарушена связь времен, изменились отношения, идеалы.

Народные праздники помогают понять детям самобытность русской культуры и приобщать к ней необходимо одновременно с расширением знаний об окружающем мире, воспитанием потребности общаться с природой, участвовать в трудовой деятельности.

Тип проекта:

  • по доминирующей в проекте деятельности –

-по содержанию – познавательный;

-по времени проведения – 3 месяца;

  • по характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результата;
  • по числу участников – групповой;
  • участники проекта – дети, родители, воспитатели подготовительной группы.

Цель:

Знакомство с календарно – обрядовыми и классическими традициями русского народа. Развивать интерес к народной культуре, культуре родного края.

Задачи:

  • вызывать интерес к истории народного календаря, используемого на Руси земледельцами;
  • познакомить, как с помощью примет люди узнавали погоду, сроки посева и уборки растений;
  • активизировать познавательную  деятельность   детей,   приобщать  к истории и культуре русского народа;
  • пополнить словарь детей;
  • создать положительный эмоциональный настрой. Предполагаемые результаты:
  • вызван у детей интерес к истории Руси;
  • сделать альбом «Народные традиции»;
  • создать дневник наблюдений «Народные приметы».
  1. Этап. Разработка проекта:

материалы в печатный сборник 

1.Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2.Подобрать методическую, художественную литературу по этой теме.

  1. Подобрать материал, наглядность для бесед, конкурсов. 4.Составить перспективный план мероприятий.
  • Этап. Реализация проекта Организованная деятельность детей:

1.Рассматривание календарей, книги «Народный календарь», картин. 2.Рассказы воспитателя о народных праздниках, традициях, приметах.

  1. Наблюдения за погодой, природой на прогулке, запись в дневнике наблюдений.

4.Знакомство  с   народными  играми  «Муха», «Медведь», «Баба Яга», «Сороконожка».

  1. Слушание песни «Во кузнице…».
  2. Выступление ансамбля «Забава» на дне села. Организованная деятельность воспитателя:

1.Подбор художественного материала и наглядности.

  1. Составление дневника наблюдений «Народные приметы». 3.Взаимодействие с родителями.
  2. Оформление альбома «Народные традиции».

Дата Содержание Цель Форма проведения
Сентябрь

1 неделя

Знакомство с тематикой Проекта. Календарь с/х работ. Заинтересовать детей проектом. Дать знания о с/х работах на Руси. Рассказ воспитателя о народных традициях,

рассматривание

книги «Народный календарь».

2 неделя Семенов день (14.09). Познакомить детей с приметами бабьего лета. Рассказ воспитателя о начале бабьего лета.

Игра «Муха».

3 неделя Встреча осени. День

осеннего равноденствия (21.09).

Познакомить детей со вторым днем встречи осени «Осенины». Рассказ воспитателя о происхождении некоторых

растений.

4 неделя Петр и Павел рябинники. Познакомить детей о событии в народном календаре – днем

Петра и Павла

Рассказ воспитателя о целебных

свойствах рябины,

    рябинников с помощью народного календаря. о приметах, связанных с

рябиной.

Октябрь

1неделя

Шиповник- целитель. Арина- шиповница. (1.10) Познакомить детей с днем «Арина – шиповница, Арина журавлиный лет» с помощью народного календаря. Рассказ воспитателя о целебных

свойствах шиповника.

2неделя «Пчелы и мед».

Савватий-пчельник. (10.10)

Познакомить детей с днем «Савватий-

пчельник – пчелиная

десятина» с помощью народного календаря.

Рассказ о роли

пчеловодства в с/х на Руси. о пользе меда. Р.н.игра

«Медведь».

3неделя Покров день (14.10) Обогащать знания детей о народных

приметах, фольклоре.

Подвести к

необходимости включать в свою

деятельность русские народные игры,

раскрыть их ценность и

самобытность.

Рассказ воспитателя о празднике

Покрова, народных приметах и

обычаях,

связанных с ним; р.н.и. «Баба-Яга»,

«Сороконожка».

4 неделя Традиции русского народа. Именины. Закрепить знания детей о некоторых

исторических событиях нашего народа.

Рассказать детям о народной традиции празднования дня

рождения, именин.

Ноябрь      
1 неделя Дмитриев день (8.11) Познакомить детей со значением

Дмитриевской субботы и Дмитриева дня.

Рассказ воспитателя о Дмитриевом дне, приметах на погоду, обычаях

этого дня.

2 неделя Кузьминки- по осени поминки.

Престольный праздник села (14.11).

Познакомить с бытом крестьян на Руси, их занятиями.

Формировать дружелюбие.

Рассказать о народных приметах и обычаях,

связанных с днем Кузьмы и Демьяна.

Слушание

р.н.песни «Во

      кузнице».

Выступление

ансамбля «Забава» на дне села.

3 неделя Матрена зимняя (22.11). Михайлов день. Познакомить с приметами на зиму. Наблюдение на

прогулке за инеем и туманом.

4 неделя Филипп (27.11). Начало Рождественского поста. Знакомство с обычаями этого дня, приметами на урожай. Рассказ воспитателя, наблюдения на

прогулке за погодой.

Приметы осени.

  • В осенние ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу мочит.
  • Осенние ночи до снега темны.
  • Осенью утро серенько – жди красного денька.
  • Высокие перистые облака в виде завитков, медленно движущихся – признак хорошей погоды.
  • Зима становится через сорок дней после первого снега.
  • Теплая осень к долгой зиме.
  • Вороны каркают хрипло, отрывисто и чаще обыкновенного – перед дождем.
  • Синица пищит – зиму вещает.
  • Пока лист с вишни не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.

Пословицы и поговорки об осени.

  • Весна красна, да голодна, а осень дождлива, да сытна.
  • Зерно в колоске – не спи в холодке.
  • Не хвались, в поле едучи, а хвались, с поля везучи.
  • Осенняя пора – птицы со двора.
  • Лето со снопами – осень с пирогами.
  • Весной дождь растит, а осенью – гноит.

ВИКТОРИНА «ОСЕНЬ».

Дети делятся на две команды.

1.Набор картинок. Дети выбирают себе картинки и доказывают, наступила осень или нет: (примерные картинки) солнце светит, облака серые, дуб зеленый, яблоня с яблоками, астры цветут, шиповник поспел, воробьи летают, ласточки улетели на юг, муха летает, бабочки спрятались под листики, поле зеленеет озимыми, урожай овощей

2.Интервью у птиц. (Каждая команда рассказывает, что им поведали птицы).

  • Строят ли птицы сейчас гнезда?
  • Откладывают ли яйца?
  • Подросли ли птенцы?
  • Когда собираются улетать в теплые края?

3.Назвать пословицы и поговорки об осени. Чья команда больше назовет.

4.Какая команда больше вспомнит стихов об осени.

5.Конкурс художников (раскрасить черно-белый пейзаж так, чтобы он соответствовал осеннему времени года).

6.Конкурс «Оденься по погоде» (из разнообразной одежды выбрать подходящую к осенней погоде).

  1. Вспомнить песни об осени.

8.Чья команда знает больше народных примет осени

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь