Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников и их семей в условиях сотрудничества с ДОУ

0
72

Чиряева Галина Семеновна
педагог-психолог
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Кэскил»
муниципального района «Верхневилюйский улус (район)

 

 Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2019г. 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ И ИХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА С ДОУ

 

Рекламное сообщение

Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада. Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого – педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечивает решение этих проблем. Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса. В последнее время наиболее остро возникла необходимость в новых подходах к педагогическому взаимодействию ДОУ и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательного учреждения, которые определяются взаимодействием и сотрудничеством. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

  1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
  2. Повышение педагогической культуры родителей.
  3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

В нашем «Центре развития ребенка – детский сад «Кэскил» обучаются и воспитываются дети с 2 до 7 лет из 56 семей наслега. Основные задачи своей работы мы видим в активизации и обогащении воспитательных умений родителей, поддержке их уверенности в собственных педагогических возможностях, распространение положительного опыта воспитания в семье, обучение родителей самостоятельному решению жизненных задач. В нашем ДОУ мы используем новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В нашем детском саду мы создаем все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса. Для психологического просвещения родителей в нашем ДОУ используются разнообразные формы работы: организация тренингов, семинаров-практикумов, дней открытых дверей, дискуссий, подбор и распространение психолого-педагогической литературы, подготовка памяток, групповое и индивидуальное консультирование, родительские собрания.

Анкетирование для родителей:

  • «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду».
  • «Готовность ребенка к школе».
  • «Родитель – ребенок – детский сад».
  • «Ваш стиль воспитания».

Психологические семинары- практикумы

  • «Играя, укрепляем психическое здоровье»
  • «Мы счастливы вместе».
  • “Мин оҕом оскуолаҕа киирэр”
  • “Бары бииргэ, эрэллээхтик – чөл-доруобай олох иһин”.
  • «О здоровье всерьёз».

Тренинги:

  • «Ждет нас школа».
  • «Тренинг родительской эффективности».
  • Тренинг для педагогов и родителей в День открытых дверей «Страна Детсадия».
  • «Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни».
  • «Когда в семье «тяжелые» родители».
  • «В гармонии с ребенком».
  • «Особенности взаимодействия с детьми раннего возраста».

Круглый стол с родителями (с использованием технологии сотрудничества)

  • «Как играют наши дети?».
  • «Детская агрессивность».
  • «Профилактические прививки».

Из наглядно-информационных форм работы психолога в нашем детском саду используются следующие:

  • информационные проспекты для родителей;
  • памятки;
  • буклеты.

С целью психологического просвещения родителей в приемных группах на стендах вниманию родителей представлены печатные материалы по темам:

  • – «Детские страхи».
  • – «Причины детской агрессии».
  • – «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад».
  • – «12 шагов к адаптации новенького в детском саду».
  • – «Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду».
  • – «Кризис трёх лет».
  • – «Здоровье сберегающие технологии для занятий дома».
  • – «Медлительный ребёнок».
  • – «Ребёнок-фантазёр».
  • – «Утомляемый, истощаемый ребёнок».
  • – «Дети, в школу собирайтесь! Кризис семи лет».

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группах проведены:

  • – праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «Байанай».
  • – спортивные досуги «Мама, папа я спортивная семья».
  • – экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу».
  • – «Чугдаарын көмүс чуораанчыктар”.
  • – Оҕо ыһыаҕа.
  • – совместный концерт детей,родителей и работников ДОУ.

Традиционно в нашем ДОУ проводятся совместные творческие выставки: «Здравствуй осень золотая», «Новогодние фантазии», «Наши руки не для скуки» на которых выставляются совместные работы детей и взрослых. Участие семей в конкурсах не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Родители с удовольствием принимают участие в тренингах, такие тренинги помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы общения с ним. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Использованная литература:

  1. Арнаутова Е. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. – 2002.– № 4.– с.10
  2. Буцева К. Психолого-педагогическое просвещение родителей. // Методист. – 2006. – № 7. – с.50
  3. Современный ребенок: семья плюс детский сад // Обруч. – 2008.– № 1.– с. 3

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь