КРУЖКОВАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ: ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Купцова Людмила Владимировна
Дергун Татьяна Викторовна
Фомина Юлия Евгеньевна
воспитатели
МАДОУ детский сад № 69 «Ладушки»
Старооскольский городской округ

Материал принят для публикации во Всероссийском сетевом журнале для дошколят, родителей и педагогов детских садов «Мир дошколят» № 10 (31) ОКТЯБРЬ-2024 г. Выход номера –  1 октября 2024г.

КРУЖКОВАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ: ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Кружок в детском саду — неформально объединённая группа, образующаяся на основе интересов и предпочтений детей и пожеланий родителей. Материалы, используемые в работе, превышают требования ФГОС, поэтому кружковые группы относятся к дополнительному образованию в детском саду.

Кружки выполняют несколько функций:

  • – образование, ребёнок получает дополнительные знания и развивает определённые навыки в интересующей его области;
  • – воспитание, работа в кружке развивает у детей коммуникативные навыки, социально адаптирует, воспитывает культуру поведения;
  • – коррекция и развитие. Занятия в кружках улучшают способности ребёнка или же корректируют их развитие при некоторых отклонениях (например, логопедический кружок);
  • – раскрывают творческий потенциал детей. Кружковая работа в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) – форма дополнительного образования, главной целью которой является развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка.

Развивающий кружок — это объединение детей по желанию и интересам для получения более глубоких, расширенных знаний в одной из образовательной областей.

Существуют также коррекционные кружки, которые призваны облегчить восприятие программного материала детьми особенностями развития, ограниченными возможностями здоровья (логопедические, для детей с нарушением осанки, зрения, слуха и т. д.). Организация кружков в детском саду соответствует всем принципам дошкольного образования, закреплённым в Федеральном государственном стандарте (ФГОС):

  • – поддержки разнообразия детства;
  • – сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
  • – создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • – содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  • – приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • – формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
  • – учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
материалы в печатный сборник 

Кроме того, организуя кружок, необходимо учитывать:

  • – Интересы детей. Подбор ребят в кружок проводится на основе мониторинга педагогом увлечений, хобби воспитанников. В старших группах это особенно важно, поскольку дети в этом возрасте — достаточно самостоятельные, в основном сформировавшиеся личности. Они уже имеют стойкие предпочтения, требуют уважения к себе, негативно реагируют на нарушение личного пространства. В то же время воспитатель, который проявит заинтересованность их жизнью и сумеет выразить своё понимание детских проблем и увлечений, становится авторитетом для старших дошкольников.
  • – Пожелания родителей. Чтобы осуществить это требование, проводят опросы и анкетирование родителей воспитанников, анализ которых позволяет скорректировать направление дополнительной образовательной работы в ДОУ. Очень важна в этом плане работа педагога с родителями. Некоторые мамы и папы считают, что их ребёнок должен посещать несколько кружков и секций, и записывают малыша сразу и на хореографию, и на английский язык, и на рисование, и на плавание. Положительные результаты такое форсированное развитие вряд ли принесёт, даже если малыш поначалу охотно посещает все кружки. Однако утомление всё равно накапливается и может вылиться в эмоциональный всплеск (плач, крик, резкий отказ от обычной деятельности, выполнения режимных моментов) или даже в агрессию по отношению к младшим братьям и сёстрам, которым на кружки ходить не надо, следовательно, они находятся в более выгодном положении, по мнению ребёнка. Воспитателю необходимо вести разъяснительную работу с такими родителями, делая акцент на том, что физическое и психическое здоровье малыша всегда должно быть на первом плане. Максимальное количество кружков и секций, которое рекомендуют психологи и медики детям старшего возраста: два в неделю, причём разной направленности (рисование и гимнастика, английский и танцы).

Вторая крайность, в которую иногда бросаются родители: выбор кружка по собственному желанию вне зависимости от способностей и пожеланий ребёнка. Тут также необходима кропотливая и терпеливая работа педагога: «открыть глаза» на таланты малыша можно, показав рисунки, поделки, а если у дошкольника, к примеру, есть тяга к математике и желание изучать её более углублённо, то обширные знания ребёнка в этой области можно продемонстрировать в диалоге с ним, используя некоторые вопросы математической викторины.

Чрезмерная загруженность дошкольника кружками приводит к развитию усталости и стресса, снижению настроения и работоспособности

Лучше всего начать кружковую работу в старшей группе. В этом возрасте способности и возможности воспитанников раскрываются в полной мере. Среди дошкольников появляются:

  • – любознайки, которым интересен мир предметов, цифр и чисел, природы;
  • – друзья книги, обожающие сказки, стихи и даже небольшие повести;
  • – спортсмены и гимнасты;
  • – маленькие мастера, не расстающиеся с конструктором и материалом для поделок:
  • – артисты, певцы и танцоры.

Практически каждый ребёнок к старшей группе обладает талантом, который должны раскрыть и развивать педагоги. В то же время не следует забывать о том, что ведущим видом деятельности и на шестом году жизни ребёнка является игра. Игровые задания, упражнения и непосредственно игры должны присутствовать на каждом занятии кружка. Важно также учитывать потребность ребёнка во сне, отдыхе, смене деятельности, прогулке.

Занятия кружка проводят в часы, предназначенные для самостоятельной деятельности детей в группе, их недопустимо организовывать во время прогулок, дневного сна, непосредственной образовательной деятельности.

Материальную базу, создание в ДОУ необходимой развивающей среды. Например, для спортивных секций нужно специальное оборудование в зависимости от выбранного направления работы (степ-аэробика, школа мяча), кружок театрализации немыслим без кукол, костюмов, масок, сопутствующих атрибутов, ширмы. За помощью в оснащении кружка оборудованием педагоги часто обращаются к родителям, которые могут сшить костюмы, изготовить мольберты для рисования и т. д. Кружку хореографии, театрализации не обойтись без костюмов и декораций.

Подбор педагогических кадров. Профильные специалисты, такие, как музыкальный руководитель, инструктор физкультуры сейчас есть в каждом дошкольном учреждении, и они ведут кружки по своему профилю. Воспитатели садовых групп ведут кружки таких видов:

  • – социально-личностные (краеведческие, патриотические, по правилам ПДД);
  • – познавательно-речевого развития (по формированию математических представлений,
  • – экологические, обучение чтению по методике Зайцева или Глена Домана);
  • – художественно-эстетические (изодеятельности, оригами, народного прикладного творчества, литературный, ручного труда).

Их работа ведётся в свободное от занятий время на бесплатной основе. Идя навстречу пожеланиям родителей воспитанников, руководство детского сада организовывает платные кружки (иностранных языков, восточной борьбы), вести которые приглашают специалистов, не работающих в ДОУ.

Список литературы:

  1. «Развитие логического мышления» Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басова. Изд. «ГРИНГО», 1995г.
  2. «Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1996г.
  3. «Развиваю логику и сообразительность» Ю.Б. Гатанов. «ПИТЕР»,2000г.
  4. «Психология. Занимательные материалы». (старшая, подготовительная группы) Л.П. Морозова. ИТД «КОРИФЕЙ», 2010г.
  5. Верещагина Н. В., Результаты мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям Старшая группа / сост. Н.В. Верещагина – Издательство Детство – Пресс, 2011.
  6. Комарова, Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера?  Игры и упражнения по обучению математике детей 5 – 7 лет/ сост. Л.Д. Комарова – М: Изд. Гном и Д, 2012
  7. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ Старший возраст Выпуск 2/ сост. Е.Н. Панова – ТЦ Учитель Воронеж, 2007.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь