Преемственность в работе узких специалистов ДОУ в  формировании патриотических чувств старших дошкольников, посредством использования регионального компонента

0
469

Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»

секция 3 – Реализация регионального компонента через образовательную область «Художественно-эстетическое развитие»

название – Преемственность в работе узких специалистов ДОУ в  формировании патриотических чувств старших дошкольников, посредством использования регионального компонента

Степнова Татьяна Александровна
Аленушкина Екатерина Константиновна
музыкальные руководители
Чернякина Олеся Васильевна
педагог – психолог
Семибратченко Галина Алексеевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС №24 «Берёзка»
Старооскольского городского округа 

В современных условиях работы и новым требованиям к структуре образовательной программы дошкольного учреждения, обязательно включение регионального компонента. Наше дошкольное учреждение уделяет большое внимание для решения данной проблемы. Немаловажным мы также считаем осуществление преемственности в работе узких специалистов и воспитателей детского сада.  Поэтому, мы музыкальные руководители, совместно с педагогом-психологом и учителем-логопедом разработали проект, в который вошел цикл занятий, включающий в себя фольклорный материал Белгородской области, и назвали его «Истории Белогорья».

    Основными задачами проекта мы определили знакомство дошкольников с культурным наследием Белгородской области и наглядной демонстрацией характерных изменений белгородского фольклора и особенностей национальной одежды нашего региона.

Музыкальные руководители подобрали музыкальный материал: игры, хороводы, потешки, прибаутки, были разработаны сценарии фольклорных праздников в соответствии с временами года.

материалы в печатный сборник 

Психолог разработала анкеты для родителей, цель которых была определить отношение родителей к данной проблеме, активно подключить ресурсы семей к решению задач проекта. Так же психолог совместно с педагогами и музыкальными руководителями разработали и изменили игровой материал с опорой на психологические особенности старшего дошкольного возраста. Игровой материал был направлен на развитие слуховой и зрительной памяти, логического мышления с опорой на непроизвольное внимание дошкольников, что является основополагающим аспектом в старшем дошкольном возрасте. Так же педагог-психолог обратила внимание на фольклорные произведения, которые способствуют

сплочению группы, эмоциональному и мышечному расслаблению, созданию атмосферы единства, преодоление неуверенности в себе.

Учитель-логопед подобрала такой фольклорный материал, который помогает детям с различными нарушениями речи закреплять правильное звукопроизношение, формировать речевые навыки дошкольников и доводить до автоматизма.

Были разработаны игры: «Костюм белгородской области», «Воробьи прыгуны», «Россия – Родина моя!», «Шире круг!», «Веревочка».

Помимо образовательных задач нами были определены воспитательные задачи, в решении которых дети должны были понять целостность культуры этноса нашей области и всей России, сформировать у детей толерантное отношение к другим народным культурам нашей страны, воспитать чувство сопричастности к этносу Белгородской области и своей нации.

 Решая задачи проекта, использовали различные формы воспитательно-образовательного процесса:

  1. Непосредственная образовательная деятельность.
  2. Фольклорные праздники и развлечения.

3.Кружковая деятельность.

  1. Виртуальные экскурсии в краеведческий музей города.
  2. Организация выставок и конкурсов.
  3. Познавательные беседы.

 В непосредственной образовательной деятельности включаются занятия с элементами регионального компонента по парциальной программе «Цветной мир Белогорья».

Важную роль в приобщении к культуре Белогорья играют фольклорные праздники, как способ проявления национального характера. Данная форма работы объединяет усилия педагогического коллектива, детей и родителей, объединяет всех совместными действиями и переживаниями. Проведение сезонных праздников так же решает задачу приобщения воспитанников к национальной культуре: осенью «Праздник урожая», «Покровские посиделки», «День хлеба», зимой «Рождественские встречи», «Колядки», весной «Масленица широкая», «Жаворонушки», «Пасха», летом «День России», «Ивана Купала», «Эхо древней Руси», «День флага», «Яблочный спас».

   Перед подготовкой к праздникам дети совместно с педагогами и родителями изучают особенности каждого праздника, знакомятся с народными приметами и поверьями.

Содержание проекта предусматривало виртуальные экскурсии в краеведческий музей, в Старооскольский дом ремесел и в Старооскольский  художественный музей. Благодаря таким экскурсиям дети познакомились со Старооскольской глиняной игрушкой, с особенностями народного быта. Ребята воочию увидели и смогли сравнить старинные предметы и работы современных мастеров, нашли много общего и сделали вывод о том, что технологии создания народных шедевров сохранены и передаются из поколения в поколение. Также дети с удовольствием узнали о творчестве старооскольского ансамбля народной песни «Завалинка».  Такая форма работы позволяет познакомить детей с различными видами народного творчества и закрепить полученные знания в игровой и продуктивной деятельности. Знакомясь с историей и бытом Белогорья, у дошкольников формируется художественный вкус, бережное и уважительное отношение к продуктам народного творчества, созданного предыдущими поколениями, и стимулирует у детей познавательную активность.

В программу кружковой работы было включено знакомство с музыкальным фольклором, устным народным творчеством.

В течении года в рамках проекта мы знакомим детей с народными костюмами Белогорья. В детском саду усилиями педагогического коллектива была создана коллекция народных костюмов для кукол, характерных для каждого района нашей области.

С детьми проводятся ознакомительные беседы об особенностях и истории происхождения русских народных инструментов.

Такая форма работы развивает у детей мышление, совершенствует нравственное и эстетическое отношение к традициям и культуре родного края, национальному наследию.

Воспитание патриотических чувств у дошкольников, формирование социально-коммуникативных качеств тесно связано с познанием детьми родного края, своей малой Родины. Дошкольное детство самый оптимальный период, когда закладываются личностные ценности, базовые понятия, формируется национальное самосознание и нам как педагогом, очень важно не упустить этот период становления маленьких патриотов нашей страны.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь