Приобщение детей к духовно нравственным и социокультурным ценностям российского народа при организации физкультурно-оздоровительной работы

0
1225

Жупикова Людмила Ивановна,
инструктор по физической культуре
Зиньковская Ольга Михайловна
Садовская Светлана Сергеевна,
воспитатели
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»

4 секция – Реализация регионального компонента через образовательную область «Физическое развитие»

название 0 Приобщение детей к духовно нравственным и социокультурным ценностям российского народа при организации физкультурно-оздоровительной работы

         Задачи: Формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа; Возрождать русские народные традиции; Воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.

         Руководить нравственным воспитанием, это значит, создавать тот неуловимый с первого взгляда моральный тонус жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце.

«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа!» (А. Сухомлинский)

материалы в печатный сборник 

         С раннего детства нужно воспитывать в детях патриотизм, гуманизм и сострадание. И то, что мы заложим в душу ребенка сейчас, останется и в будущем. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт духовно-нравственного поведения, у них вырабатываются основные навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительного отношения к социокультурным ценностям нашего народа.

         Чтобы достичь положительных результатов, в приобщении детей к духовно-нравственным ценностям при организации физической культуры нужны следующие методы: способствовать развитию нравственно-волевых качеств (выдержки, настойчивости, решительности), инициативности, самостоятельности с помощью физической культуры и спорта. Развивать у детей психофизические качества (терпение и выносливость при занятии спортом, желание достигать результата). Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. И народная мудрость гласит: «Здоровьем слаб, так и духом не герой».

          Приобщение детей к духовно нравственным и социокультурным ценностям при организации физкультурно-оздоровительной работы используем формы:

  • – подвижные игры,
  • – народные игры,
  • -спортивные праздники и развлечения,
  • – работу с родителями.

         Однако, игру не следует рассматривать только, как развлечения. Игра – это школа воспитания, в которой учат премудростям жизни.

Подвижные игры развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу: «Перелет птиц», «Медведи и пчелы», «Охотники и зайцы», «Ловишки» и другие учат их необходимости  соблюдать правила игры и соответствующим образом реагировать на сигнал, организуют и дисциплинируют, приучают их контролировать свое поведение, развивают чувства  коллективизма и дружбы: « Меткий стрелок», «Пролезь не задень», «Два Мороза», «Кто скорее соберет?».

(Слайд 9)   Русская народная игра – это наша историческая память. Народные игры  включаем в структуру физкультурно-оздоровительной работы, в процессе которой дети познают игровой опыт прошлых поколений, такие игры как: «У медведя, во бору», «Гуси-лебеди», «Горелки» и другие.  Эти игры вызывает у детей активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, обогащению словарного запаса дошкольника. В конце игры, положительно оцениваем поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Таким образом, решаются не только физкультурно-оздоровительные задачи, но и раскрывается духовно-нравственный мир ребенка, воспитывается чувство толерантности, уважения и интереса к национальным традициям народов России.

         Русские народные игры используются при проведении спортивно – музыкальных праздников и развлечений таких, как: «Осенняя спартакиада», «Состязания богатырей», «Поезд здоровья», «ПДД».

Во время таких праздников проявляются умения детей в необычных  игровых ситуациях, использовать свои силы в соревнованиях. Совместная деятельность со сверстниками развивает  чувства сопереживать успехам и неудачам товарищей, радоваться их достижениям. Соревновательный характер игр и упражнений на празднике способствует воспитанию морально-волевых качеств.

         Отдельной формой приобщения дошкольников к духовно-нравственным ценностям, является проведение праздников посвященных Дню освобождения Старого Оскола, Дню   Защитника Отечества и День Победы.

         Такие мероприятия, благоприятно влияют на воспитание патриотических чувств воспитанников. Под звучание военных маршей проводится строевая подготовка детей и военно-спортивные игры-эстафеты: «Перевяжи раненого», «Взаимовыручка», «Разведчики», «Наездники»,  которые помогают формировать представления о военной службе.

Воспитанники максимально проявляют свою ловкость и сноровку, присущую настоящим защитникам, у детей развивается выносливость и смекалка, чувство взаимовыручки, поддержки, доброго, дружеского отношения друг к другу.

         Главным звеном в приобщении детей к духовно нравственным  и социокультурным ценностям при организации физкультурно-оздоровительной работы, являются совместные мероприятия с семьями воспитанников. Без участия родителей невозможно достигнуть качественных изменений в духовно-нравственном развитии детей. Взаимодействие с родителями осуществляются в разных формах: как традиционных, так и нетрадиционных –  это семейные спортивные встречи: «Футбол в детский сад», совместное проведение праздников и досугов: «День здоровья», «А ну-ка, мамы!»»

         Таким образом, приобщение детей к духовно нравственным и социокультурным ценностям российского народа при организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса, дает положительные результаты.

Благодаря целенаправленной и систематической работы с детьми, повышается их духовно-нравственный потенциал, возрастает интерес родителей к духовной жизни ребенка.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь