Приобщение детей к духовно нравственным и социокультурным ценностям российского народа при организации физкультурно-оздоровительной работы

0
1008

Жупикова Людмила Ивановна,
инструктор по физической культуре
Зиньковская Ольга Михайловна
Садовская Светлана Сергеевна,
воспитатели
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»

4 секция – Реализация регионального компонента через образовательную область «Физическое развитие»

название 0 Приобщение детей к духовно нравственным и социокультурным ценностям российского народа при организации физкультурно-оздоровительной работы

         Задачи: Формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа; Возрождать русские народные традиции; Воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.

         Руководить нравственным воспитанием, это значит, создавать тот неуловимый с первого взгляда моральный тонус жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце.

«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа!» (А. Сухомлинский)

Рекламное сообщение     

         С раннего детства нужно воспитывать в детях патриотизм, гуманизм и сострадание. И то, что мы заложим в душу ребенка сейчас, останется и в будущем. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт духовно-нравственного поведения, у них вырабатываются основные навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительного отношения к социокультурным ценностям нашего народа.

         Чтобы достичь положительных результатов, в приобщении детей к духовно-нравственным ценностям при организации физической культуры нужны следующие методы: способствовать развитию нравственно-волевых качеств (выдержки, настойчивости, решительности), инициативности, самостоятельности с помощью физической культуры и спорта. Развивать у детей психофизические качества (терпение и выносливость при занятии спортом, желание достигать результата). Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. И народная мудрость гласит: «Здоровьем слаб, так и духом не герой».

          Приобщение детей к духовно нравственным и социокультурным ценностям при организации физкультурно-оздоровительной работы используем формы:

  • – подвижные игры,
  • – народные игры,
  • -спортивные праздники и развлечения,
  • – работу с родителями.

         Однако, игру не следует рассматривать только, как развлечения. Игра – это школа воспитания, в которой учат премудростям жизни.

Подвижные игры развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу: «Перелет птиц», «Медведи и пчелы», «Охотники и зайцы», «Ловишки» и другие учат их необходимости  соблюдать правила игры и соответствующим образом реагировать на сигнал, организуют и дисциплинируют, приучают их контролировать свое поведение, развивают чувства  коллективизма и дружбы: « Меткий стрелок», «Пролезь не задень», «Два Мороза», «Кто скорее соберет?».

(Слайд 9)   Русская народная игра – это наша историческая память. Народные игры  включаем в структуру физкультурно-оздоровительной работы, в процессе которой дети познают игровой опыт прошлых поколений, такие игры как: «У медведя, во бору», «Гуси-лебеди», «Горелки» и другие.  Эти игры вызывает у детей активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, обогащению словарного запаса дошкольника. В конце игры, положительно оцениваем поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Таким образом, решаются не только физкультурно-оздоровительные задачи, но и раскрывается духовно-нравственный мир ребенка, воспитывается чувство толерантности, уважения и интереса к национальным традициям народов России.

         Русские народные игры используются при проведении спортивно – музыкальных праздников и развлечений таких, как: «Осенняя спартакиада», «Состязания богатырей», «Поезд здоровья», «ПДД».

Во время таких праздников проявляются умения детей в необычных  игровых ситуациях, использовать свои силы в соревнованиях. Совместная деятельность со сверстниками развивает  чувства сопереживать успехам и неудачам товарищей, радоваться их достижениям. Соревновательный характер игр и упражнений на празднике способствует воспитанию морально-волевых качеств.

         Отдельной формой приобщения дошкольников к духовно-нравственным ценностям, является проведение праздников посвященных Дню освобождения Старого Оскола, Дню   Защитника Отечества и День Победы.

         Такие мероприятия, благоприятно влияют на воспитание патриотических чувств воспитанников. Под звучание военных маршей проводится строевая подготовка детей и военно-спортивные игры-эстафеты: «Перевяжи раненого», «Взаимовыручка», «Разведчики», «Наездники»,  которые помогают формировать представления о военной службе.

Воспитанники максимально проявляют свою ловкость и сноровку, присущую настоящим защитникам, у детей развивается выносливость и смекалка, чувство взаимовыручки, поддержки, доброго, дружеского отношения друг к другу.

         Главным звеном в приобщении детей к духовно нравственным  и социокультурным ценностям при организации физкультурно-оздоровительной работы, являются совместные мероприятия с семьями воспитанников. Без участия родителей невозможно достигнуть качественных изменений в духовно-нравственном развитии детей. Взаимодействие с родителями осуществляются в разных формах: как традиционных, так и нетрадиционных –  это семейные спортивные встречи: «Футбол в детский сад», совместное проведение праздников и досугов: «День здоровья», «А ну-ка, мамы!»»

         Таким образом, приобщение детей к духовно нравственным и социокультурным ценностям российского народа при организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса, дает положительные результаты.

Благодаря целенаправленной и систематической работы с детьми, повышается их духовно-нравственный потенциал, возрастает интерес родителей к духовной жизни ребенка.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь