Гончарова Дарья Викторовна,
Михайлова Ольга Алексеевна,
Гончарова Елизавета Олеговна,
воспитатели,
МБДОУ ДС №68 «Ромашка»,
г. Старый Оскол, Белгородская область
«Мир, окружающий ребенка, -это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» В. А. Сухомлинский
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»
Секция – 1. Развитие гуманного отношения к окружающей среде
«Сохраним природу чистой»
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. Важнейшим фактором в формировании человеческой личности является окружающая среда. Одним из направлений экологического образования является ознакомление детей с окружающей средой. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, воспитывает любовь к Отечеству.
Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистичные представления-знания о ее предметах и явлениях, воспитать умение видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – вот важнейшие задачи детского сада. Формируя гуманное отношение к природе, ребенку необходимо понимать, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – это забота о человеке, о его будущем. То, что вредит природе, вредит и самому человеку.
Дети приходят в восторг при виде яркого цветка или красивой бабочки, но в то же время они могут бездумно раздавить муравья, бегущего по тропинке, сломать ветку дерева или кустарника, растоптать дождевого червя.
Сегодня вопрос о нравственном, гуманном отношении человека к миру природы стоит особенно остро. Формирование нравственной, гуманной личности должно начинаться как можно раньше, уже в дошкольном возрасте
В дошкольном учреждении педагог имеет возможность целенаправленно формировать у ребенка гуманные качества. Необходимо подвести дошкольников к тому, что надо не только сочувствовать объектам природы, но и оказывать им посильную, действенную помощь; важно сформировать у них понимание того, что животные и растения нуждаются в бережном и заботливом отношении к ним.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство с разнообразной деятельностью взрослых в природе. Особенностью образовательного процесса в средней группе МБДОУ ДС 68 «Ромашка» было то, что формирование бережного отношения к живым объектам осуществлялось во всех видах детской деятельности – бытовой, трудовой, игровой, учебной, художественной, это позволяло дошкольникам обеспечивать систематическое, непосредственное, эмоционально насыщенное взаимодействие с животными и растениями ближайшего природного окружения. Воспитанникам были предложены дидактические и настольно-печатные игры, игровые упражнения, виртуальные экскурсии, художественно-эстетическая деятельность. Эти средства вызывали у детей яркие эмоциональные переживания, побуждали их проявлять заботу об окружающей среде (сбор мусора). Экологические и нравственные представления формируются как при непосредственном взаимодействии детей с животными и растениями (наблюдение, работа, экспериментирование), так и опосредованно – через беседы, чтение и анализ художественной литературы, игры, проблемные ситуации, рисование, Обогащение природной среды в группе являлось важной задачей, необходимо было обеспечить постоянный, непосредственный контакт детей с объектами уголка природы; организовать систематическую трудовую деятельность. В результате дети лучше узнали о животных и растениях как о живых существах, о ценности живых существ.
Воспитание у детей эмоционального и нравственного отношения к миру природы, навыков и привычек заботливого поведения – одна из задач нашей работы.
В результате проведенной воспитателями воспитательно-образовательной работе дети начали понимать, что такое заботливое отношение к природе. Существенным стало то, что дети стали испытывать чувство удовлетворения от того, что они могут оказать кому-то помощь. Дошкольники бережно и с интересом относятся к объектам окружающей природе.