Пантюхова Анна Сергеевна
старший воспитатель
МБДОУ детский сад № 147 «Голубые дорожки»
г. Брянска
- КОНКУРС – «Методическая копилка»
- НОМИНАЦИЯ – «Реализация инклюзивного образования в дошкольном учреждении»
- НАЗВАНИЕ – Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Предложение»
Программные задачи:
- Дать детям понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании.
- Познакомить, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения.
- Тренировать в составлении простых предложений по картине. Развивать умение определять количество слов в предложении.
- Формировать умение детей выделять предложение из рассказа.
- Развивать целенаправленное внимание, мышление, память.
- Воспитывать навыки образовательной деятельности.
Материалы: картина «Лисица», счётные палочки, тетради в клетку, простые карандаши.
ХОД ООД
- Организационный момент
Игра с мячом «Назови животное». – Назвав животное, дети садятся за столы.
- Знакомство с понятием «предложение»
В. Ребята, сядьте правильно, посмотрите на картину. Кто изображён на картине? (Лиса.) Послушайте, я расскажу про лису.
Лиса ловит мышку.
Лиса подкарауливает мышку.
Лиса подкралась к мышке.
Лиса поймала мышку.
В. Когда мы хотим рассказать о чём-то или о ком-то, мы говорим предложениями. В предложении предмет не просто называется, а о нём что-то рассказывается. Я назвала слово лиса.
Вы узнали что-нибудь о ней? (Нет.) Я назвала несколько предложений, и вы узнали о лисе то, что нарисовано на картинке.
Что я рассказала про лису? (Что лиса ловит мышку.)
Что делает лиса?
(Лиса подкарауливает мышку.
Лиса подкралась к мышке.)
Чтобы рассказать про лису, я составила несколько предложений, и получился рассказ о ней.
Скажите предложение про лису. (Лиса ловит мышку.)
Скажите предложение про мышку. (Мышку ловит лиса.)
А теперь внимательно послушайте, что я скажу: берлога, спать, медведь.
Я сказала предложение? (Нет, это отдельные слова.)
Составьте из этих слов предложение. (Медведь спит в берлоге.) Изменили слова, и стало всё понятно про медведя.
Кто спит в берлоге? (Медведь спит в берлоге.)
Что делает медведь в берлоге? (В берлоге спит медведь.)
Если ещё добавить несколько предложений о медведе, то получится рассказ о нём.
- Физминутка «Дикие и домашние животные»
Дети хлопают в ладоши, услышав название дикого животного.
Но мы вернёмся к картине. Посмотрите на лису и составьте предложения про неё. (Дети составляют предложения, а воспитатель выбирает наиболее удачные для анализа рассказа.)
Вы составили рассказ о лисе. Я повторю рассказ, а вы сосчитайте, сколько в нём предложений. Я буду говорить предложение, а в конце его сделаю паузу. В этот момент вы положите счётную палочку. Сколько палочек положите, столько и будет в рассказе предложений. Начали.
Лиса ловит мышку.
Мышка убежала от лисы.
Лиса осталась без мышки.
Сколько палочек вы положили? (Три.)
Сколько предложений в рассказе? (Три.)
Назовите первое предложение, а я нарисую чёрточку на доске. Второе. Третье. Сколько предложений в рассказе? (Три.)
Пальчиковая гимнастика. «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое! (пальчики обеих рук здороваются)
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
- Знакомство с составом предложения
Ребята, какое время года наступило? (Осень.)
Давайте составим рассказ об осени и посчитаем, сколько в нём предложений. (Дети выкладывают счётные палочки на каждое предложение.)
Дети.
Наступила осень.
Часто идут дожди.
Деревья пожелтели.
Падают жёлтые листья.
Перелётные птицы улетели на юг.
Сколько предложений в рассказе? (Пять.)
В. Ребята, давайте посчитаем, сколько слов в каждом предложении, а наши ладошки нам помогут. (Дети прохлопывают количество слов в предложениях.)
– Каждое слово в предложении будем обозначать линией. Маленькая вертикальная чёрточка указывает, что это начало предложения, а в конце предложения ставится точка. У нас получатся схемы предложений.
______ _____ .
_____ _____ _____.
_____ _____.
_____ _____ _____ .
_____ _____ _____ __ _____.
В. Давайте составим предложения о любимых животных и нарисуем к ним схемы. Дети составляют предложения и рисуют схемы вместе с воспитателем.
- Итог занятия.
А в конце игра для вас.
В ней проверим мы сейчас
Ваше умение:
Различать слова и предложения.
– Если я скажу слово, вы вытяните руки вперёд и скажите: «Слово». Если предложение – руки разверните в стороны и скажите: «Предложение».
Молодцы!