«Предложение»

0
1380

Пантюхова Анна Сергеевна
старший воспитатель
МБДОУ детский сад № 147 «Голубые дорожки»
г. Брянска

  • КОНКУРС  – «Методическая копилка»
  • НОМИНАЦИЯ  – «Реализация инклюзивного образования в дошкольном учреждении»
  • НАЗВАНИЕ  –  Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Предложение»

Программные задачи:

  • Дать детям понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании.
  • Познакомить, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения.
  • Тренировать в составлении простых предложений по картине. Развивать умение определять количество слов в предложении.
  • Формировать умение детей выделять предложение из рассказа.
  • Развивать целенаправленное внимание, мышление, память.
  • Воспитывать навыки образовательной деятельности.

Материалы: картина «Лисица», счётные палочки, тетради в клетку, простые карандаши.

ХОД  ООД

  1. Организационный момент

Игра с мячом «Назови животное». – Назвав животное, дети садятся за столы.

  1. Знакомство с понятием «предложение»

В. Ребята, сядьте правильно, посмотрите на картину.  Кто изображён на картине? (Лиса.) Послушайте, я расскажу про лису.

Лиса ловит мышку.
Лиса подкарауливает мышку.
Лиса подкралась к мышке.
Лиса поймала мышку.

материалы в печатный сборник 

В.  Когда мы хотим рассказать о чём-то или о ком-то, мы говорим предложениями. В предложении предмет не просто называется, а о нём что-то рассказывается. Я назвала слово лиса.

Вы узнали что-нибудь о ней? (Нет.) Я назвала несколько предложений,  и вы узнали о лисе то, что нарисовано на картинке.

Что я рассказала про лису? (Что лиса ловит мышку.)

Что делает лиса?

(Лиса подкарауливает мышку.

Лиса подкралась к мышке.)

Чтобы рассказать про лису,  я составила несколько предложений,  и получился рассказ о ней.

Скажите предложение про лису. (Лиса ловит мышку.)

Скажите предложение про мышку. (Мышку ловит лиса.)

А теперь внимательно послушайте, что я скажу: берлога, спать, медведь.

Я сказала предложение?  (Нет, это отдельные слова.)

Составьте из этих слов предложение. (Медведь спит в берлоге.) Изменили слова, и стало всё понятно про медведя.

Кто спит в берлоге? (Медведь спит в берлоге.)

Что делает медведь в берлоге? (В берлоге спит медведь.)

Если ещё добавить несколько предложений о медведе, то получится рассказ о нём.

  1. Физминутка «Дикие и домашние животные»

Дети хлопают в ладоши, услышав название дикого животного.

Но мы вернёмся к картине. Посмотрите на лису и составьте предложения про неё. (Дети составляют предложения, а воспитатель выбирает наиболее удачные для анализа рассказа.)

Вы составили рассказ о лисе. Я повторю рассказ, а вы сосчитайте, сколько в нём предложений. Я буду говорить предложение, а в конце его сделаю паузу. В этот момент вы положите счётную палочку. Сколько палочек положите, столько и будет в рассказе предложений. Начали.

Лиса ловит мышку.

Мышка убежала от лисы.

Лиса осталась без мышки.

Сколько палочек вы положили? (Три.)

Сколько предложений в рассказе? (Три.)

Назовите первое предложение, а я нарисую чёрточку на доске. Второе. Третье. Сколько предложений в рассказе? (Три.)

Пальчиковая гимнастика. «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!       (пальчики обеих рук здороваются)

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

  1. Знакомство с составом предложения

Ребята, какое время года наступило? (Осень.)

Давайте составим рассказ об осени и посчитаем, сколько в нём предложений. (Дети выкладывают счётные палочки на каждое предложение.)

Дети.

Наступила осень.

Часто идут дожди.

Деревья пожелтели.

Падают жёлтые листья.

Перелётные птицы улетели на юг.

Сколько предложений в рассказе? (Пять.)

В. Ребята, давайте посчитаем, сколько слов в каждом предложении, а наши ладошки нам помогут. (Дети прохлопывают количество слов в предложениях.)

– Каждое слово в предложении будем обозначать линией. Маленькая вертикальная чёрточка указывает, что это начало предложения, а в конце предложения ставится точка. У нас получатся схемы предложений.

______  _____ .

_____  _____  _____.

_____  _____.

_____  _____  _____ .

_____  _____  _____  __  _____.

В. Давайте составим предложения о любимых  животных и нарисуем к ним схемы. Дети составляют предложения  и рисуют схемы вместе с воспитателем.

  1. Итог занятия.

А в конце игра для вас.

В ней проверим мы сейчас

Ваше умение:

Различать слова и предложения.

– Если я скажу слово, вы вытяните руки вперёд и скажите: «Слово». Если предложение – руки разверните в стороны и скажите: «Предложение».

Молодцы!

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь