Житель южных льдин

0
1391

Заводнова Тамара Анатольевна
воспитатель
МБДОУ д/с № 1 г. Белгород

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г. 

 

ЖИТЕЛЬ ЮЖНЫХ ЛЬДИН
сценарий образовательной деятельности

 

Программное содержание.

  • – Дать детям представление об Антарктиде, как о самом холодном материке; познакомить с особенностями жизни пингвинов в суровых условиях антарктического климата.
  • – Формировать представление детей о передвижении пингвинов по суше и в воде; подвести к выводу о взаимосвязи строения тела птицы и способах его передвижения.
  • – Вызвать у детей чувство восхищения необычными птицами, их умением заботиться о своем потомстве, проявляя выдержку, мужество и преданность при высиживании и воспитании детенышей.
материалы в печатный сборник 

Предварительная работа

  1. Чтение рассказов Г. Снегирева «Пингвиний пляж»
  2. Рассматривание картин «Антарктида», животных Антарктиды
  3. Просмотр видеофильмов
  4. Разучивание стихов.

Материалы и оборудование:

Видеопроектор. Видеозапись слайдов с изображением пейзажей Антарктиды, жизни пингвинов. Изображения животных и птиц Антарктиды. Глобус, географическая карта мира.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Минутка – игра  «Путешествие на корабле»

Воспитатель говорит слова и показывает движения, а дети повторяют.

Воспитатель: «Поднимаемся по трапу на корабль: цок – цок (указательным и средним пальцами рук словно «идут по ступенькам»).

  • Идем по палубе: чпок – чпок! (руками стучат по коленям).
  • Волны на море плещутся: плюх – плюх! (делают волнообразные движения руками).
  • Брызги разлетаются вокруг: буль – буль! (резко разжимают и сжимают пальцы рук).

Минутка – беседа.

Воспитатель: «Мы на нашем корабле
К ледяной плывем земле
Всех холоднее мест она!
С утра до ночи тут мороз
Деревьев нет, растений, роз.
Зато кругом снега, снега,
И ледяные берега. (Демонстрация слайдов с изображением антарктического пейзажа)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда приплыл наш кораблик?»

Дети: «В Антарктиду».

Воспитатель: «Это удивительная земля. Давайте найдем её на карте. При изображении Антарктиды на картах и глобусах используется белый цвет. Что он обозначает?»

Дети: «Земля покрыта снегом, льдом».

Воспитатель: «Антарктида расположена в южном полушарии. Климат там настолько холодный, что, если бросить на лёд кусок твердой стали, он разобьётся вдребезги. Это одна из главных причин того, почему это место непригодно для жилья. Почти весь континент покрыт снегом и льдом. В центре материка температура воздуха опускается до -70-80˚С, а летом поднимается не выше -30˚С. на побережье океана немного теплее, но все равно здесь не бывает настоящей весны, когда земля освобождается от снега. В Антарктиде не растут деревья, травы, кустарники. Но, не смотря на такие суровые условия, здесь есть постоянные жители, которым не страшен сильный холод и пронизывающий ветер»

 «На полюсе южном
Средь множества льдин,
Живет неуклюжий
Пернатый – пингвин.
Птица действительно
Очень смешная:
Она быстро плавает,
Но не летает» (Елена Шаламова)

Минутка – любознательность. Просмотр фильма о жизни пингвинов.

Воспитатель: «Почему пингвины не умеют летать?»
Дети: «У него нет маховых перьев, а крылья напоминают плавники».

Воспитатель: «Для чего пингвину нужно уметь быстро плавать?»
Дети: «Чтобы поймать рыбу для питания, спастись от морского леопарда».

Воспитатель: «Как спасается пингвин от холода?»
Дети: «У пингвинов плотно расположены перья. Под кожей пингвин имеет толстый слой жира. Можно погреться в воде, она теплее, чем воздух».

Воспитатель: «Почему большую часть жизни пингвины проводят на льдинах?»
Дети: «Льдины – безопасное место. Можно заметить приближающего хищника».

Физкультминутка «Пингвины» Дети повторяют действия.

Бело – черные пингвины
Далеко видны на льдине.
Вот они шагают дружно,
Для порядка это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали немножко.
Крылья вверх чуть приподняли
И быстрее побежали.

Минутка – любознательность.
Воспитатель: «Пингвины – морские птицы, но они не умеют летать. Почему же их называют птицами?»
Дети: «У пингвинов есть клюв, тело покрыто перьями».

Воспитатель: «Как появляются на свет пингвинята?»
Дети: «Пингвинята появляются, как и все птицы, из яйца».

Воспитатель: «Пингвины, которые живут в Антарктиде, откладывают часто всего одно яйцо, причем на снегу. Что может произойти?»
Дети: «Яйцо замерзнет».

Воспитатель: «Представьте себя на месте пингвинов. Как бы вы поступили, чтобы уберечь яйцо от холода?»

Дети получают по одному пластмассовому яйцу и пытаются, экспериментируя, «уберечь» яйцо от холода.

Воспитатель: «Самка пингвина держит яйцо на лапах, прикрывая складкой кожи на животе. Через несколько часов яйцо передается самцу с лап на лапы. Оно тут же словно в пуховый карман попадает. Лежит там не вываливается, даже если пингвин ходит и прыгает».

Дети, зажав яйца между ног, пытаются подвигаться по комнате.

Воспитатель: «После этого самки пингвинов уходят к морю, чтобы наполнить свой желудок пищей. Через 2 – 3 месяца они возвращаются, несут в пищеводе больше двух килограммов полупереваренного корма. Папы – пингвины меняются с ними местами. Вылупившихся птенцов родители кормят, так называемым «молоком», отрыгивая из желудка полупереваренную пищу. Кормят его почти каждый час, и птенец быстро набирает вес. Пятинедельный птенец уже не маленький, в «кармане» ему тесно, и он впервые ступает лапками на снег. Ковыляя, уходит пингвинёнок в «детский сад». Там сотни сверстников стоят плотной толпой и греют друг другу бока. А взрослые пингвины охраняют их от нападения поморников и буревестников. Родители же находят своего птенца среди сотен других и кормят только его. Как вы думаете, по каким приметам родители находят своего птенца? Оказывается, пингвины могут отличить голос своего детеныша от голосов чужих пингвинят».

Минутка – игра.

  • Воспитатель – мама
  • Дети – пингвинята.
  • Дети по очереди издают какой – либо звук. Воспитатель, не глядя, на слух, определяет, кто из детей его произнес.

Итог занятия.

Воспитатель: «Вам понравилось наше путешествие в Антарктиду? Что нового вы узнали? Чем восхитили вас жители Антарктиды – пингвины?»

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь