Музыкально-дидактические игры в развитии музыкального творчества дошкольников

0
2649

Каспарова Наталья Александровна
музыкальный руководитель
АНО ДО “Планета детства “Лада”
детский сад № 119 “Волжаночка”
Самарская область, г. Тольятти

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г.

 

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Актуальность развития творческих способностей детей вызвана тем, что перспективность личности в современном мире определяется её креативностью, которая становится всё более очевидной задачей образования. Человек, вовлечённый в творчество, способен воспринимать мир не только с помощью слов и интеллекта, но и на основе интуитивного познания.

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок – музыкантом или врачом, учёным или рабочим, – пишет австрийский композитор и педагог К. Орф, – задача педагога – воспитать в нём творческое начало, творческое мышление.

Рекламное сообщение     

Полноценное восприятие ребёнком музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чём она «рассказывает», способен сравнивать услышанное с чем-то предметным, уже встречавшимся ему в жизни. Осмысленное восприятие музыкальных произведений будет наиболее эффективным, если встроить его в процесс игры – это доступный, интересный, полезный вид деятельности, в процессе которой формируются основы развития музыкальных способностей. С помощью наглядности ребёнка легче увлечь и заинтересовать. Игры помогают сделать наиболее эффективным и результативным процесс освоения и закрепления новых знаний.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Считаю, что педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком практически неограниченные возможности и свободу применения полученных знаний в жизненной практике.

Поэтому я активно разрабатываю собственные музыкально-дидактические игры (Приложение 1) и использую их как в образовательной деятельности с детьми, так и в ходе режимных моментов, а также при организации самостоятельной деятельности воспитанников. Тем самым в доступной игровой форме развиваю у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей.

Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе слушания музыки:

  • «Сложи псенку», «Разноцветные кубики» – игра на различение формы музыкального произведения;
  • «Узнай сказку», «Музыкальные цветы» – игра на определение характера музыки;
  • «Кого встретил колобок?» – игра на развитие тембрового слуха, формирование творческих навыков;
  • «Веселый поезд», «Выбери инструмент» – игра на развитие слуховых представлений; «Кто поет?» – игра на определение регистра и т.д.

Постоянный анализ достижений воспитанников – обязательное условие моей работы. Педагогическую диагностику провожу посредством игровых заданий и в ходе наблюдений за музыкальной деятельностью детей. Анализ мониторинга показал, что мои воспитанники демонстрируют положительную динамику по освоению программного содержания. Результаты педагогической диагностики используются мною исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с дошкольниками.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкально-дидактические игры являются эффективным средством развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной игровой форме приобщать их к основам музыкального искусства.

Приложение 1.

«Музыкальные загадки»

Цель: Развивать воображение, память, мышление, внимание, эмоциональную отзывчивость детей на музыку, восприятие художественных образов музыки и умение двигаться в соответствии с их характером.

Игра основана на репертуаре программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Игра проводится с целью закрепления пройденного материала по слушанию музыки.

Игровой материал: планшет, карточки с изображением портрета  русских и зарубежных композиторов, карточки по содержанию музыкальных пьес, карточки с изображением эмоций. CD диски с «Музыкальными шедеврами» из программы О.П. Радыновой.

Ход игры: Ведущий включает отрывок музыкального произведения, дети выкладывают на планшете карточку по содержанию пьесы, портрет композитора и смайлик (эмоцию). И так несколько произведений. Ведущим становится тот, кто отгадал все «музыкальные загадки».

Музыкально – дидактическое пособие «Магнитное лото «Музыкальные инструменты».

Цель: обогащать представления детей о музыкальных инструментах, их звучании.

Задачи:

  • Формировать умение узнавать и называть музыкальные инструменты.
  • Упражнять детей в различении тембров звучания инструментов.
  • Формировать восприятие ритмических рисунков слов – названий инструментов.
  • Развивать умение сравнивать музыкальные инструменты и различные предметы по материалу, классифицировать их.
  • Способствовать расширению знаний об окружающем мире, развитию творческой активности детей, побуждать их к самостоятельным действиям, развивать внимание.

Игровой материал: маленькие карточки с изображением музыкального инструмента на магните. Поле (черный квадрат) для деятельности – магнитное. Музыкальные инструменты классифицируются на группы: Клавишные, смычковые, ударные, щипковые, духовые (5 больших карточек).

Ход игры: Детям раздаются маленькие карточки с изображением музыкальных инструментов, ведущий кладет на магнитную доску большую карточку (например: струнные инструменты, дети выкладывают вокруг нее струнные инструменты и т. д. Ведущий становится тот, у кого закончились маленькие карточки.

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь