Организация исследовательской деятельности в работе с дошкольниками

0
2377

Рощупкина Наталия Алексеевна
воспитатель
МБДОУ ДС №72 «Акварель»
Старооскольского городского округа

 

 

Организация исследовательской деятельности
в работе с дошкольниками

 

 

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это — объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. [1, с. 135].

Понимая значение экспериментирования для всестороннего развития ребенка, в группе детского сада создана детская лаборатория.

Рекламное сообщение     

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет Мудрый Гном, от имени которого предлагаются задания – записки. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: «Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?» Дети решили, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объяснили почему. Затем некоторые воспитанники просто залили водой семена. А остальные воспользовались ватными тампонами и положили семена между ними. В результате дети сделали вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали, и только во влажных проросли), а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. [4, с. 85].

детское экспериментирование

В среднем дошкольном возрасте, продолжая работу по обучению детей элементарному экспериментированию, мы изучали темы: «Воздух», «Вода», «Ветер», «Песок», «Глина».

Через элементарные опыты у детей формировались представления о физических свойствах жидких и твёрдых тел. Ребята не только учились определять физические свойства тел, но и самостоятельно делать простейшие умозаключения.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека, используются следующие методические приемы:

  • наблюдение на прогулке за движением облаков;
  • эксперимент «Какая сила у ветра?».

Для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый); чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»; решение экологических задач, например: «Света с мамой гуляла по улице и любовались облаками. Вдруг Света закричала: «Мама, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?»; «Однажды ученые приплыли на небольшой остров, чтобы изучать животных, насекомых. Они были очень удивлены тем, что насекомые почти не летали, а ползали. Оказалось, что крылья им почти не нужны. Ученые решили, что во всем виноват ветер. На острове постоянно дули сильные ветры. Почему стрекозы и жуки на этом острове почти не летали, а ползали по земле?». [3, с. 275].

Работая по теме «Воздух», дети познакомились с его свойствами и ролью в жизни человека. Маленькие исследователи в играх: «Мы ищем воздух», «Ворчливый шарик», «Веселая полоска» открывали для себя элементарную закономерность – мы дышим воздухом, воздух есть везде, он лёгкий и невидимый, движение воздуха – это ветер, его можно увидеть в воде, в виде пузырьков. Ребята учились делать элементарные умозаключения. Например, при решении проблемы «Можно ли услышать воздух?», мнения детей разделились: одни говорили, что воздух можно услышать, но не могли объяснить, как; другие говорили, что воздух услышать нельзя. Тогда решили провести опыт «Воздух поёт и свистит», в ходе, которого дети пришли к одному мнению, что воздух действительно поёт и свистит. Ребята брали бутылочки, приставляли к нижней губе и дули сбоку на горлышко – возникал звук. В дополнение к опыту объяснила, что ещё можно услышать воздух с помощью свистков и свистулек. Так дети ещё раз убедились, что воздух поёт и свистит.

Планируя работу с детьми по теме «Вода», экспериментирование проводилось с опорой на уже имеющиеся знания детей. Игры – эксперименты с водой позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности. На занятиях: «Какой бывает вода?», «Лёд – это твёрдая вода», дети учились самостоятельно различать воду в трёх физических состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твёрдой – в виде льда и в виде подвижного летучего пара, а также, что может произойти с водой, когда становится холодно – она замерзает и превращается в лёд. А при проведении опыта «Лед легче воды» ребята убедились в том, что сначала лед плавает и не тонет, держится на воде. Но через некоторое время он все-таки исчезает – тает. [6, с. 68].

Продолжая обучать детей познавать окружающий мир, проводились различные организованные наблюдения за природой на прогулках, которые, без сомнения, обогащают практический опыт детей и побуждают их к практической исследовательской деятельности. Например, наблюдая за сосновой шишкой, найденной на земле, я предложила детям подумать, чем отличаются шишки, висящие на сосне и лежащие на земле? И ответить на вопрос: «Почему они разные?», ребята предлагали свои варианты ответов: «Белка раскрыла», «Упала, ударилась о землю и раскрылась», «Ветерок сорвал». Тогда я предложила им узнать «Секрет сосновой шишки», где дети смогли наблюдать за тем, как под воздействием воды изменяется ее форма – чешуйки раскрылись. Также они увидели, что шишки не тонут, плавают на поверхности. А через некоторое время, дети увидели, что шишки изменили форму и опустились на дно. На мой вопрос: «Как вы думаете, почему шишки изменили форму и опустились на дно»? дети ответили: «Промочились водой». В результате данного опыта я помогла детям осознать, что вода изменяет форму предметов. [2, с. 187].

При организации работы с детьми дошкольного возраста по экспериментированию используются различные формы: образовательная деятельность, чтение художественной литературы, опыты, беседы, продуктивная деятельность (получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков). Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. [5, с. 94].

Список литературы:

1.Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004

2.Куликовская И.Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003

3.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохоровой М., 2004

4.Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. — СПб., «Детство-пресс», 2006.

5.Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС,2003.

6.Силина Е. Н. Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 939-942.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь