Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы
«Растительный и животный мир Самарского края»
Мальцева О.А., методист ГБОУ СОШ № 1 СП д/с № 27. г. Чапаевск Самарская область
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
«Познавательное развитие»:
Продолжать знакомить детей с природой Самарского края;
Систематизировать знания детей о растительном и животном мире родного края;
Воспитывать интерес, любовь, гордость, бережное отношение к природе родного края.
«Речевое развитие»:
Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря;
Закреплять умение согласовывать речь с движениями;
Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;
Воспитывать культуру речевого общения.
«Художественно – эстетическое развитие»:
Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно – эстетический вкус.
«Физическое развитие»:
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности;
Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях;
Воспитывать желание выполнять физические упражнения.
Методы и приёмы:
Практические – поиск информации.
Наглядные – подборка картин, показ видео презентации.
Словесные – беседа, словарная работа, отгадывание загадок.
Материалы и оборудование: карта Самарской области, иллюстрации с изображением деревьев, кустарников, светов, животных и птиц, энциклопедии, мультимедийное оборудование, влешноситель.
Предварительная работа: рассматривание карты Самарской области, чтение литературы «Люби и знай свой край», «Лиса и медведь», «Деревья, какие они», «Родные края», «Русский лес», отгадывание загадок, организация пальчиковых игр.
Виды деятельности:
Двигательная: двигательные паузы, физминутка.
Игровая: игровые ситуации, игры с правилами (дидактические игры).
Познавательно – исследовательская: решение проблемных ситуаций.
Коммуникативная: беседы, отгадывание загадок, вопросы, ситуативные разговоры.
Музыкальная: слушание.
Изобразительная: рисование, творческий проект.
Восприятие (художественной литературы и фольклора): обсуждение, рассказывание.
Элементарно – бытовой труд (в помещении и на улице) Самообслуживание: поручения, совместные (коллективные действия).
Логика образовательной деятельности:
Звучит аудиозапись со звуками пения птиц, плеска воды, шума леса.
Дети обращают внимание, задают вопросы, создается мотивационная ситуация.
– Это звуки природы. А хотите узнать о растительном и животном мире нашего края?
– (дети удобно располагаются на ковре).
– Ребята, сегодня я расскажу вам о природе нашего родного края. Самарская область расположена в среднем течении реки Волги, граничит с берегами рек Самара и Кондурча. Правобережье Волги занимает Приволжская возвышенность с горами Жигули. Волга, огибая горы Жигули, образует дугообразную излучину – Самарскую луку. Есть у нас степи и леса. Лес – это один из важнейших типов растительного покрова Земли. Он оказывает большое влияние на климат, на водный режим, состав воздуха, является «лёгкими планеты». Растительный и животный мир нашей области богат и разнообразен. Наибольшую площадь занимают лиственные леса.
– (дальнейший рассказ идет с показом изображений с использованием мультимедии).
Осуществляется показ мультимедийных картинок с отгадыванием загадок:
·Он в лесу как витязь встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это….(Дуб).
– Дуб – могучее, красивое дерево, растёт медленно, не боится засухи. Кора дуба обладает целебными свойствами.
·Белый низ, зелёный верх,
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши….(Берёзки).
– Берёза – белоствольное, изящное дерево. Растёт быстро, не боится морозов, любит свет. Сок, листья и берёзовые серёжки обладают целебными свойствами.
·Над её густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным медом лечит….(Липа).
– С цветов липы пчёлы собирают пыльцу для мёда. Липовым цветом лечат простуду, очень полезен и липовый мед.
·Клейкие раскрылись почки
Нарядился он в цветочки.
Летом в пух оделся щёголь.
Догадались? Это…..(Тополь).
– Тополь растёт очень быстро, крона у него очень большая, хорошо задерживает пыль. Когда тополь начинает цвести, бывает много пуха.
·На ветвях в весенний вечер
Белые раскрылись свечи.
Держит свечи великан.
Как зовут его…..(Каштан).
– Каштан – высокое, с красивыми, резными листьями, дерево. Во время цветения соцветия каштана похожи на свечи.
·В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках горчинка.
Что за деревце?… (Рябина).
– Рябина тонкоствольное, стройное, с резными листьями и алыми, горькими на вкус, ягодами дерево.
·Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков – иголки.
Назови деревья!…. (Ёлки).
– Ель, сосна – это хвойные породы деревьев. Обладают так же целебными свойствами. Ёлка – символ новогоднего праздника.
– Это, конечно, не все деревья и кустарники, растущие на территории Самарской области, есть много других. Растут у нас так же лекарственные травы, цветы, ягоды. Цветы календулы, ромашки используют для полоскания горла, применяют в изготовлении косметических средств – крема, мыла, шампуня. Много полезных веществ содержит подорожник. Растёт в нашей местности крапива, в которой так же содержится много витаминов. Из неё делают салат, щи.
– (предлагается детям дидактическая игра «Деревья и кустарники»).
– На территории Самарской области водится много различных животных.
– (Проводится физминутка) «На водопой».
Жарким днем лесной тропой (дети идут по кругу друг за другом)
Звери шли на водопой.
За мамой – лосихой топал лосёнок (идут вперевалку)
За мамой – лисицей крался лисёнок (идут крадучись)
За мамой – ежихой катился ежонок (передвигаются в глубоком приседе)
За мамой – медведицей шел медвежонок (идут вперевалку)
За мамою – белкой скакали бельчата (скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой – зайчихой – косые зайчата (скачут, сделав ушки из ладоней)
Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят (останавливаются).
– Дети проходят и рассаживаются на стульчиках возле мольберта.
– Ребята, мы с вами очутились в заповеднике нашего края, где живёт много животных. Многих мы сегодня увидим, и узнаем о них. Одним из самых живописных мест является Самарская Лука – национальный Жигулёвский заповедник. Заповедник – это территория, которая находится под охраной государства.
– Далее воспитатель вывешивает картинки животных и рассказывает о них.
– Вот лось – большой зверь с тяжелыми рогами, которые он сбрасывает в начале зимы. Лоси живут в лесах и питаются растениями.
– Это зайцы. Бывают беляки и русаки. У белого зайца уши короче, чем у русака.
– Вот лисица, так же живёт в лесу, приносит пользу тем, что ловит мышей.
– Белка проводит свою жизнь на деревьях, где в дуплах прячет свои припасы – орехи, ягоды, семена.
– Это волк. Он хищник и санитар леса.
Водятся в нашей области барсуки, косули и горностаи. В степях Самарской области обитают тушканчики, хомяки, суслики и т.д.
– Далее предлагается детям объединиться по интересам ( в небольшие группы) и узнать информацию о животном мире Самарской Луки из различных источников: ноутбук, энциклопедии, рассмотреть картинки и попросить рассказать взрослых.
– Далее дети рассаживаются на коврике и делятся своими впечатлениями.
– Дети, скажите, как нужно относится к природе? (ответы детей)
– Далее детям предлагается выбрать изобразительные средства и на бумаге отобразить, какие правила поведения в природе знают, как нужно помогать животным.
– Рефлексия.
Итоговое мероприятие: Оформление плаката «Береги природу».