Симонова Людмила Юрьевна,
учитель-дефектолог,
Горожанкина Юлия Игоревна,
воспитатель,
Грицких Елена Александровна,
старший воспитатель
Никулина Людмила Александровна,
учитель-дефектолог,
МБДОУ ДС № 28 «Ладушки»
Старооскольского городского округа
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»
НАЗВАНИЕ – «Поддержка родителей детей с РАС их уверенности в собственных педагогических возможностях и обогащение воспитательных умений»
СЕКЦИЯ – 14. «Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях».
В современном обществе в последнее время увеличилось количество детей с особыми образовательными и социальными потребностями. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения, зафиксированные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе имеющих особенности развития. Таковыми являются и дети с РАС.
Аутизм — это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также стереотипностью в поведении и интересах. Ребёнок с аутизмом, как и всякий другой ребёнок – индивидуальность, поэтому нужно учитывать специфические реакции ребёнка, и на их основе, строить обучение и воспитание. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с РАС. Проблемы воспитания, обучения и личностного развития детей с РАС рассматриваются на современном этапе в тесной связи с их социализацией, подготовкой к жизни в обществе сверстников.
В настоящее время все яснее становится необходимость участия в воспитании и просвещении родителей профессионально подготовленных специалистов. Поэтому работа с родителями – одно из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Когда ребенок из домашних условий попадает в детский сад, ему необходимы особые условия для развития. В этой ситуации на помощь приходят различные специалисты дошкольного учреждения, такие как учителя — дефектологи, учителя — логопеды, психологи (специалисты), воспитатели и многие другие профессионалы, которые помогут ребенку развиваться правильно. Сопровождение специалистами обеспечивает включение специальной деятельности во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога- психолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание специализированной помощи как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, в форме консультаций, бесед, тренингов, родительских собраний и других форм.
Часто найти взаимопонимание с родителями гораздо сложнее, чем с детьми, ведь не все родители готовы принять тот факт, что в их семье растёт «особенный ребенок». Возможно, это говорит о недостаточной педагогической информированности родителей или невозможности грамотно использовать психолого-педагогические знания при воспитании собственного ребенка.
Для успешной коррекционной работы логопеду, дефектологу и воспитателям необходимо поддерживать тесный контакт с родителями ребенка, чтобы избежать неправильных установок по отношению к ребенку со стороны родителей. Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно-воспитательной работы, то задачей педагогов, сопровождающих коррекционный процесс, является привлечение родителей к участию в этом процессе.
Совместная работа логопеда, дефектолога и воспитателей дошкольного учреждения с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: проведение родительских дней и родительских собраний, анкетирование и опросы родителей, оформление стендов и уголков в помощь родителям, проведение открытых занятий, консультации, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, тренингов, круглых столов, квестов, обучение родителей играм, упражнениям, определённым действиям с ребёнком, игровым занятиям, и др. Целью консультирования чаще всего является выработка совместных с родителем решений по преодолению трудностей в обучении, воспитании и развитии детей с РАС, а также информирование по различным вопросам. В процессе консультирования и информирования повышается родительская компетентность.
Если семья настроена на сотрудничество с педагогами, то и ребенку легче заниматься, он позитивнее воспринимает задания и чувствует себя увереннее и успешнее. Ещё немаловажный компонент успешности коррекционной работы — это обратная связь. Родитель всегда может обратиться за помощью к специалисту в случае сомнений или затруднений.
Цель работы с родителями – повышение родительской компетентности для решения проблем обучения, воспитания и развития ребенка, эффективного взаимодействия семьи и детского сада.
Хорошие отношения специалистов и родителей являются существенным элементом помощи семье.
Помощь семьям с особыми детьми — это не только лечение работа специалистов, но, прежде всего – огромный повседневный труд родителей, освещенный их любовью и проводимый на основе приобретенных специальных знаний. От родителей требуется большое мужество, но это путь к счастью их ребенка! И, наша задача, сопровождать их на этом пути!
Список литературы:
- Борутто, Е. А. Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР) / Е. А. Борутто. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 164-166.
- Вопросы, на которые нужно ответить родителям, до разработки программы обучения ребенка с аутизмом
- Царёв А.М. Актуальные вопросы организации сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС
- Чевычелова Н. В. Психокоррекционные технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с РАС [Электронный ресурс] – Режим доступа: https: //autism-frc.ru/work/videos-etc/62