МАДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад №33 «Радуга»
г. Губкин, Белгородская область.
КОНСПЕКТ НОД «ПОДАРОК ДЛЯ ВИННИ-ПУХА»
(Образовательная область «Познание», старший дошкольный возраст)
Программное содержание:
- познакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду), сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц – зернышек – песчинок, а глина из слипшихся частичек:
- обогатить представления детей об использовании глины человеком;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитывать желание помочь персонажу, интерес к окружающему.
Словарная работа:сыпучий, рыхлый, вязкая, липкая, пластичная, гончар.
Оборудование: стаканы с песком и глиной; пипетки; лупы;
пластиковые маленькие ложечки; дощечка на каждого ребенка; пипетки; баночки с водой; персонаж Пятачок; бумажные полотенца для рук, карточки- схемы человечков.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Среди гостей есть и необычный гость, вы узнали его?
Дети: Это Пятачок из мультфильма.
Воспитатель: Мы очень рады тебя видеть Пятачок.
Пятачок: Здравствуйте ребята. Я пришел к нам за помощью. Вини-Пух пригласил меня к себе в гости на День рождения. Я решил сделать подарок своими руками и подарить другу горшочек для меда, ведь старый у него разбился. Думал я, думал из чего же его слепить и придумал. Слепил его из песка, но он рассыпался. Что мне теперь делать я не знаю, ведь День рождение у Вини -Пуха уже скоро, а подарок не готов.
Воспитатель: Ребята, поможем Пяточку? Дети, как вы думаете из чего можно слепить горшочек?
Дети: Из пластилина, глины и т.д.
Пятачок:А вдруг снова рассыплется горшочек?
Воспитатель: Тогда, ребята, я предлагаю всем нам с Пятачком отправиться в лабораторию, чтобы выбрать нужный материал для изготовления подарка. (Дети одевают фартуки). Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним меры предосторожности во время проведения опытов. Что не следует делать во время работы.
Дети: Подносить грязные руки к лицу, тереть глаза.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, обратите внимание, у вас на столах находятся стаканчики с песком и глиной. Посмотрите и скажите, какого цвета песок? А какого цвета глина? Ответы детей.
Воспитатель:Давайте сравним их.
Насыпьте песок в тарелочку, что мы видим?
Дети: Он рассыпается.
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Рыхлый, сыпучий.
Воспитатель: Давайте рассмотрим песок через увеличительное стекло. Из чего состоит песок?
Дети: Из маленьких песчинок, частичек, они лежат отдельно друг от друга. Воспитатель демонстрирует схему в виде человечков, отдельно стоящих друг от друга.
Воспитатель: Можно лепить из такого песка?
Дети: Нет, он рассыпается.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы песок лепился?
Дети: Намочить его водой.
Воспитатель: Возьмите пипетку, смочите песок водой. Что видите?
Дети: Песок стал сырой. Он потемнел.
Воспитатель: Песок впитал в себя воду и стал мокрым, сырым. А сейчас мы можем лепить из мокрого песка? (Положительный ответ, так как из опыта проведения игр с песком на прогулке).
Воспитатель: Слепите комочек и положите его на дощечку, он нам еще пригодится для исследования. Теперь, возьмите стаканчик с глиной и насыпьте в другую тарелочку, что вы заметили?
Дети: Глина не рассыпается как песок, в ней есть комочки.
Воспитатель: Попробуйте, какая она на ощупь?
Дети: Комочки твердые. Глина может крошиться.
Воспитатель: Можно сказать, что глина сыпучая. Рассмотрим глину через увеличительное стекло. Из чего она состоит?
Дети: Из мельчайших частичек, пылинок, комочков.
Воспитатель:Они намного меньше, чем песчинки. Оказывается, пылинки глины давным-давно были частичками камней. Они как будто взялись за руки и прилипли друг к другу. Воспитатель демонстрирует схему в виде человечков, держащихся за руки.
Воспитатель:Это глина сухая. А теперь, давайте наберем воду пипеткой и смочим глину. Что произошло с водой?
Дети: Вода впиталась, глина стала темной, сырой.
Воспитатель: Добавьте еще воды в тарелочку с глиной, что вы видите?
Дети: Глина плохо впитывает воду, медленно намокает.
Воспитатель: Значит глина плохой проводник воды. Вспомните, что происходило с песком, когда мы добавили воду?
Дети: Песок быстро впитал воду и стал мокрым.
Воспитатель: Возьмите маленькие кусочки глины, которые лежат у вас на тарелке, они вчера тоже были рыхлые. Я их намочила и накрыла влажной тряпочкой. Какая стала глина?
Дети:Теперь глина стала липкая, пластичная, мягкая.
Воспитатель: Давайте попробуем из такой глины лепить. Слепите маленькие комочки и положите рядом с песочными. Как вы думаете, какой комочек прочнее?
Дети: Глиняный комочек прочнее.
Воспитатель: Убедимся в этом: надавите на комочек из песка, что произошло?
Дети: Он рассыпался.
Воспитатель: А теперь проделайте тоже самое с комочком из глины, что вы заметили?
Дети: Комочки из глины не рассыпались.
Воспитатель: Почему песочные комочки рассыпались, а глиняные нет?
Дети: Потому что комочки из песка рыхлые, а из глины липкие.
Минутка отдыха
Воспитатель: Мы сейчас превратимся в маленькие частички глины и песка и покажем, как они дружат между собой. (Воспитатель обращает внимание на карточки с изображением схематичных человечков глины и песка, дети имитируют движения). Сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок. (Дети стоят рядом друг с другом). А сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину. (Встали плотно друг к другу, взявшись за руки.)
Вывод: Ребята, песочные комочки рассыпались, потому что песок состоит из отдельных частичек, они больше чем глиняные частички. Частички песка не прилипают друг к другу. А мелкие частички глины как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Так из чего же можно слепить горшочек для меда?
Дети: Можно слепить из глины, потому что она прочнее песка.
Воспитатель: Ребята, люди с давних пор лепили из глины посуду, игрушки, а для твердости и прочности обжигали в печах. Посмотрите на экран (демонстрация слайдов посуды, игрушки из глины). Сегодня мы постараемся и слепим для Вини -Пуха горшочек, в котором он будет хранить мёд. Мастера, который лепит из глины различные предметы, называют – гончар (показ слайда работы гончара). Мы с вами будем гончарами и подготовимся к работе, сделаем небольшую разминку.
Физкультминутка «Гончар»
Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём.
Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала.
Нежно их погладим, слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите, нам поделочку слепите».
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Посмотрите, как я буду работать с глиной. Сначала смочу руки водой, согрею в руках комочек, надавлю посередине и равномерно вытяну края кувшинчика. Дети выполняют работу под музыку. (Индивидуальная помощь воспитателя).
Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательные кувшинчики получились. Вини-Пух будет очень доволен и может хранить в горшочках не только мед, но и другие продукты. Мы их высушим и передадим Пяточку. (Дети выставляю свои работы) Ребята у меня хорошее настроение от того, что мы смогли помочь Пяточку и его друг теперь не останется без подарка, а у вас?
Дети:И у нас очень хорошее, радостное, весёлое, игривое, задорное, светлое и пр. (дети подбирают каждый по одному прилагательному)
Воспитатель:Тогда я предлагаю вам подарить Пятачку шарики нашего настроения. Пусть он пойдет в гости с таким же настроением как у нас, и подарит их Вини -Пуху.
Литература:
1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова, 2011год
2.«Мир, в котором я живу» Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова
«Неизведанное рядом» О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина