ПО СКАЗКАМ А. С. ПУШКИНА – конспект коррекционно-развивающего занятия

Мартынова Юлиана Александровна
учитель-логопед
Харланова Елена Николаевна
Карачевцева Наталья Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 40 «Золотая рыбка»
Старооскольского городского округа

Материалы на этой странице  принимают участие во Всероссийских педагогических чтениях «Поэзия и сказки А.С. Пушкина как средство духовно-нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

название  – ПО СКАЗКАМ А. С. ПУШКИНА – конспект коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для обучающихся с ТНР

секция  – 2. Ценность сказок А.С. Пушкина и их влияние на всестороннее развитие ребенка;

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • развитие интереса к художественной литературе и чтению, формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Пополнение экспрессивной речи прилагательными.
  • Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции, совершенствование навыков словообразования).
  • Совершенствование навыков составления, чтения и анализа предложений.

Коррекционно-развивающие цели: развитие  связной речи, общих речевых навыков, речевого слуха, творческих способностей, выразительности движений,  жестов, мимики.

Рекламное сообщение     

Воспитательные цели: воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.

Оборудование: наборное полотно, коврограф, плоскостное изображение золотой рыбки со снимающимися чешуйками, плоскостные изображения для игры на коврографе, карточки с «шифровками», резиновый мяч среднего размера, иллюстрации к сказке, поделки детей, аквариум с золотой рыбкой, конверты с пазлами по числу детей, контейнер с материалами для анализа предложений.

Предварительная работа: беседа о творчестве А. С. Пушкина на занятии по ознакомлению с художественной литературой. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке». Просмотр мультипликационного фильма «Сказка о рыбаке и рыбке». Изготовление поделок «Золотая рыбка» в совместной с родителями деятельности.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед встречает детей  и  организует приветствие с ними, предлагает пройти к столу, на котором стоит маленький аквариум с золотой рыбкой.

Логопед. Как вы думаете, почему я принесла на занятие золотую рыбку?

Дети. Наверное, мы будем говорить про «Сказку о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.

Логопед. Правильно. Рассмотрите рыбку, которая приплыла к нам, и расскажите, какая она.

1-й ребенок. Золотая.

2-й ребенок. Блестящая.

3-й ребенок. Красивая.

4-й ребенок. Волшебная.

Логопед кладет на стол рядом с аквариумом поделки детей.

Логопед. А какие рыбки получились у вас? Как вы их украсили и почему? Расскажите.

1-й ребенок. Бабушка помогла мне вышить рыбку бисером для того, чтобы она была не простой, а золотой.

2-й ребенок. Мы с мамой наклеили вместо чешуек блестящие стразы для того, чтобы рыбка казалась волшебной.

О своих поделках рассказывают все дети. Логопед предлагает детям занять места за столом.

2.Пазлы «Золотая рыбка» (12—16 частей).

Логопед помещает на наборное полотно иллюстрацию к сказке, раздает детям конверты с пазлами.

Логопед. Рассмотрите золотую рыбку на иллюстрации к сказке, достаньте пазлы из конвертов, сложите точно такие же картинки.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу

Упражнение «Шифровки».

Логопед помещает на наборное полотно картинки с изображениями старика, старухи, слуг.

Логопед. Кого вы видите на этих картинках?

Дети. Это старик, старуха и слуги.

Логопед кладет на стол перед детьми три «шифровки».

Логопед. Рассмотрите звуковые схемы и положите их под соответствующие картинки.

Дети выполняют задание. Логопед задает им контрольные вопросы.

Логопед. Как вы догадались, что это схема слова старуха!

 1-й ребенок. В этом слове 7 букв и 7 звуков. Твердые согласные [с], [т], [р], [х] обозначены синими кружками.

Таким образом дети комментируют все три схемы.

  1. Беседа по «Сказке о рыбаке и рыбке».

Логопед помещает на мольберт иллюстрацию к сказке.

Логопед. Давайте поговорим о сказке и ее героях. Кого вы видите на этой иллюстрации? Что они делают?

1-й ребенок. Мы видим старика и старуху. Старик воротился к старухе и увидел, что она сидит у разбитого корыта.

Логопед. Почему рыбка не выполнила последнего желания старухи?

2-й ребенок. Золотая рыбка наказала старуху, потому что старуха была жадной и злой.

Логопед. А каким был старик?

3-й ребенок. Старик был робким, тихим, покорным.

Логопед. Что сказала рыбка старику в последний раз?

4-й ребенок. Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море.

Логопед. Вы ответили на все мои вопросы. Молодцы!

  1. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Логопед берет в руки мяч и предлагает детям пройти на ковер.

Логопед. Давайте еще вспомним о героях сказки и поиграем в игру «Скажи наоборот». Старик добрый, а старуха…

1-й ребенок. …злая.

Логопед. Старуха строптивая, а старик…

2-й ребенок. …покорный.

Логопед. Сначала море спокойное, а потом…

3-й ребенок. …бурное.

Логопед. Землянка была старая, а терем…

4-й ребенок. …новый.

Логопед. Одежда у старика была бедной, а у боярыни…

1-й ребенок. …богатой.

Логопед. Землянка была низкой, а терем…

2-й ребенок. …высоким.

Логопед. Хорошо. Молодцы!

  1. Игра «В синем море-океане».

Логопед приглашает детей к коврографу, на котором закреплены плоскостные изображения камней, водорослей, раковин и золотой рыбки.

Логопед. Золотая рыбка — владычица морская — живет в синем море-океане. Расскажите, что она делает.

Логопед перемещает изображение рыбки на коврографе, а дети это комментируют.

1-й р е б е н о к. Золотая рыбка выплыла из раковины.

2-й ребенок. Золотая рыбка заплыла за камень.

3-й ребенок. Золотая рыбка выплыла из-за камня.

4-й ребенок. Золотая рыбка проплыла в зарослях водорослей.

  1. Игра «Волшебные камешки».

Логопед помещает на коврограф большое плоскостное изображение подводных камней, на обратной стороне которых написаны слова (золотая, рыбка, живет, в океане).

Логопед. А вот камни, не простые на них есть слова, из которых вы должны составить предложение. Аккуратно возьмите по одному камешку.

Дети выполняют задание.

Логопед. Прочитайте слова.

Дети. Золотая, в океане, живет, рыбка.

Логопед. Пройдите к наборному полотну, составьте и прочитайте предложение.

Дети. Золотая рыбка живет в океане.

Логопед. Хорошо. Теперь вернитесь за стол и составьте схему этого предложения.

Логопед ставит на стол контейнер с материалами для анализа предложений, а предложение с доски убирает. Дети выкладывают схемы.

  1. Игра «Семейка слов». (Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами. Совершенствование навыков словообразования.) Логопед вновь приглашает детей на ковер и берет в руки мяч.

Логопед Давайте попробуем образовать слова одной семейки со словом рыбка. Как назвать очень большую рыбу?

1 -й ребенок Рыбища.

Логопед. Как называют пирог с рыбой?

2-й ребенок. Рыбник.

Логопед. Как называют процесс ловли рыбы?

3-й ребенок. Рыбалка.

Логопед. Как называют человека, который ловит рыбу?

4-й ребенок. Рыболов.

Логопед. А по-другому?

1-й ребенок. Рыбак.

Логопед. Если старик рыбак, то как можно назвать его старуху?

2-й ребенок. Рыбачка.

Логопед. Что делал старик на море?

3-й ребенок. Рыбачил.

Логопед. Как называют суп из рыбы?

4-й ребенок. Рыбный.

Логопед. Молодцы! Повторите все слова из одной семейки. (Рыбка, рыбища, рыбник, рыбалка, рыболов, рыбак, рыбачка, рыбачил, рыбный).

  1. Итог занятия.

 Логопед.  В гости к нам приплыла рыбка, она тоже вам приготовила подарки. Это книжки-малышки в которых находятся занимательные задания (раздача книжек). Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, чем занимались, а потом оценивает их работу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь