Мартынова Юлиана Александровна
учитель-логопед
Харланова Елена Николаевна
Карачевцева Наталья Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 40 «Золотая рыбка»
Старооскольского городского округа
Материалы на этой странице принимают участие во Всероссийских педагогических чтениях «Поэзия и сказки А.С. Пушкина как средство духовно-нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
название – ПО СКАЗКАМ А. С. ПУШКИНА – конспект коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для обучающихся с ТНР
секция – 2. Ценность сказок А.С. Пушкина и их влияние на всестороннее развитие ребенка;
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- развитие интереса к художественной литературе и чтению, формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Пополнение экспрессивной речи прилагательными.
- Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции, совершенствование навыков словообразования).
- Совершенствование навыков составления, чтения и анализа предложений.
Коррекционно-развивающие цели: развитие связной речи, общих речевых навыков, речевого слуха, творческих способностей, выразительности движений, жестов, мимики.
Воспитательные цели: воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.
Оборудование: наборное полотно, коврограф, плоскостное изображение золотой рыбки со снимающимися чешуйками, плоскостные изображения для игры на коврографе, карточки с «шифровками», резиновый мяч среднего размера, иллюстрации к сказке, поделки детей, аквариум с золотой рыбкой, конверты с пазлами по числу детей, контейнер с материалами для анализа предложений.
Предварительная работа: беседа о творчестве А. С. Пушкина на занятии по ознакомлению с художественной литературой. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке». Просмотр мультипликационного фильма «Сказка о рыбаке и рыбке». Изготовление поделок «Золотая рыбка» в совместной с родителями деятельности.
Ход занятия
- Организационный момент
Логопед встречает детей и организует приветствие с ними, предлагает пройти к столу, на котором стоит маленький аквариум с золотой рыбкой.
Логопед. Как вы думаете, почему я принесла на занятие золотую рыбку?
Дети. Наверное, мы будем говорить про «Сказку о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.
Логопед. Правильно. Рассмотрите рыбку, которая приплыла к нам, и расскажите, какая она.
1-й ребенок. Золотая.
2-й ребенок. Блестящая.
3-й ребенок. Красивая.
4-й ребенок. Волшебная.
Логопед кладет на стол рядом с аквариумом поделки детей.
Логопед. А какие рыбки получились у вас? Как вы их украсили и почему? Расскажите.
1-й ребенок. Бабушка помогла мне вышить рыбку бисером для того, чтобы она была не простой, а золотой.
2-й ребенок. Мы с мамой наклеили вместо чешуек блестящие стразы для того, чтобы рыбка казалась волшебной.
О своих поделках рассказывают все дети. Логопед предлагает детям занять места за столом.
2.Пазлы «Золотая рыбка» (12—16 частей).
Логопед помещает на наборное полотно иллюстрацию к сказке, раздает детям конверты с пазлами.
Логопед. Рассмотрите золотую рыбку на иллюстрации к сказке, достаньте пазлы из конвертов, сложите точно такие же картинки.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу
Упражнение «Шифровки».
Логопед помещает на наборное полотно картинки с изображениями старика, старухи, слуг.
Логопед. Кого вы видите на этих картинках?
Дети. Это старик, старуха и слуги.
Логопед кладет на стол перед детьми три «шифровки».
Логопед. Рассмотрите звуковые схемы и положите их под соответствующие картинки.
Дети выполняют задание. Логопед задает им контрольные вопросы.
Логопед. Как вы догадались, что это схема слова старуха!
1-й ребенок. В этом слове 7 букв и 7 звуков. Твердые согласные [с], [т], [р], [х] обозначены синими кружками.
Таким образом дети комментируют все три схемы.
- Беседа по «Сказке о рыбаке и рыбке».
Логопед помещает на мольберт иллюстрацию к сказке.
Логопед. Давайте поговорим о сказке и ее героях. Кого вы видите на этой иллюстрации? Что они делают?
1-й ребенок. Мы видим старика и старуху. Старик воротился к старухе и увидел, что она сидит у разбитого корыта.
Логопед. Почему рыбка не выполнила последнего желания старухи?
2-й ребенок. Золотая рыбка наказала старуху, потому что старуха была жадной и злой.
Логопед. А каким был старик?
3-й ребенок. Старик был робким, тихим, покорным.
Логопед. Что сказала рыбка старику в последний раз?
4-й ребенок. Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море.
Логопед. Вы ответили на все мои вопросы. Молодцы!
- Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед берет в руки мяч и предлагает детям пройти на ковер.
Логопед. Давайте еще вспомним о героях сказки и поиграем в игру «Скажи наоборот». Старик добрый, а старуха…
1-й ребенок. …злая.
Логопед. Старуха строптивая, а старик…
2-й ребенок. …покорный.
Логопед. Сначала море спокойное, а потом…
3-й ребенок. …бурное.
Логопед. Землянка была старая, а терем…
4-й ребенок. …новый.
Логопед. Одежда у старика была бедной, а у боярыни…
1-й ребенок. …богатой.
Логопед. Землянка была низкой, а терем…
2-й ребенок. …высоким.
Логопед. Хорошо. Молодцы!
- Игра «В синем море-океане».
Логопед приглашает детей к коврографу, на котором закреплены плоскостные изображения камней, водорослей, раковин и золотой рыбки.
Логопед. Золотая рыбка — владычица морская — живет в синем море-океане. Расскажите, что она делает.
Логопед перемещает изображение рыбки на коврографе, а дети это комментируют.
1-й р е б е н о к. Золотая рыбка выплыла из раковины.
2-й ребенок. Золотая рыбка заплыла за камень.
3-й ребенок. Золотая рыбка выплыла из-за камня.
4-й ребенок. Золотая рыбка проплыла в зарослях водорослей.
- Игра «Волшебные камешки».
Логопед помещает на коврограф большое плоскостное изображение подводных камней, на обратной стороне которых написаны слова (золотая, рыбка, живет, в океане).
Логопед. А вот камни, не простые на них есть слова, из которых вы должны составить предложение. Аккуратно возьмите по одному камешку.
Дети выполняют задание.
Логопед. Прочитайте слова.
Дети. Золотая, в океане, живет, рыбка.
Логопед. Пройдите к наборному полотну, составьте и прочитайте предложение.
Дети. Золотая рыбка живет в океане.
Логопед. Хорошо. Теперь вернитесь за стол и составьте схему этого предложения.
Логопед ставит на стол контейнер с материалами для анализа предложений, а предложение с доски убирает. Дети выкладывают схемы.
- Игра «Семейка слов». (Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами. Совершенствование навыков словообразования.) Логопед вновь приглашает детей на ковер и берет в руки мяч.
Логопед Давайте попробуем образовать слова одной семейки со словом рыбка. Как назвать очень большую рыбу?
1 -й ребенок Рыбища.
Логопед. Как называют пирог с рыбой?
2-й ребенок. Рыбник.
Логопед. Как называют процесс ловли рыбы?
3-й ребенок. Рыбалка.
Логопед. Как называют человека, который ловит рыбу?
4-й ребенок. Рыболов.
Логопед. А по-другому?
1-й ребенок. Рыбак.
Логопед. Если старик рыбак, то как можно назвать его старуху?
2-й ребенок. Рыбачка.
Логопед. Что делал старик на море?
3-й ребенок. Рыбачил.
Логопед. Как называют суп из рыбы?
4-й ребенок. Рыбный.
Логопед. Молодцы! Повторите все слова из одной семейки. (Рыбка, рыбища, рыбник, рыбалка, рыболов, рыбак, рыбачка, рыбачил, рыбный).
- Итог занятия.
Логопед. В гости к нам приплыла рыбка, она тоже вам приготовила подарки. Это книжки-малышки в которых находятся занимательные задания (раздача книжек). Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, чем занимались, а потом оценивает их работу.