Бесхмельницына Людмила Юрьевна
Мухина Вера Петровна
воспитатели
МБДОУ ДС №27 «Берёзка»
Старооскольского городского округа
Материалы на этой странице принимают участие во Всероссийских педагогических чтениях «Поэзия и сказки А.С. Пушкина как средство духовно-нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
название – ФОЛЬКЛОР В СКАЗКАХ А.С. ПУШКИНА КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ
Секция – 3. Роль творчества А.С. Пушкина в воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ
Александр Сергеевич Пушкин – гениальный русский поэт и прозаик, смог сделать то, что не удавалось его знаменитым современникам – сумел приблизить литературу к народу и создал ее четкую систему. Только после Пушкина проза стала восприниматься как полноценное литературное явление, тексты приобрели лаконичность и реалистичность.
Большинство из нас знает А.С. Пушкина как автора серьезных произведений для взрослой аудитории. Ему принадлежат бессмертные вольнолюбивые и лирические стихотворения, невероятные «Маленькие трагедии»; решительные «Дубровский» и «Капитанская дочка»; ироничный, в соответствии с духом своего времени, «Евгений Онегин». Это очень глубокие, серьезные тексты, созданные гением великого поэта. Почему же он решил писать детские сказки, основанные на традициях нашего народа?
Прежде всего, Александр Сергеевич искренне и очень сильно любил родной фольклор. Воспитанный крепостной крестьянкой, он с детства с головой погружался в удивительные сюжеты. Маленького мальчика, уже тогда отличающегося невероятно живым воображением, завораживали волшебные сюжеты, созданные народной фантазией. Он восхищался развитием действий, поворотами, поступками героев – и запоминал каждую деталь.
Став взрослым, Пушкин не утратил этой любви. Его современники не раз подчеркивали, как по-детски искренне он восхищался метким языком фольклорных сказок, как восторгался их внутреннему устройству, композиции, форме.
Так первой появилась «Сказка о попе и работнике его Балде», которая стала литературным переложением истории, услышанной автором на ярмарке. Пушкин написал сказку в 1830 году, находясь в Болдино. Публиковать произведение он не решился из-за цензуры.
Интересную историю имеет «Сказка о царе Салтане». Это удивительное произведение, максимально приближенное к народным, наполненное чудесами, родилось в 1831 году. Считается, что оно было написано не только под влиянием услышанного в детстве от любимой няни, но и как ответ В. А. Жуковскому – еще одному автору, бравшему за основу народные сюжеты. Правда, Жуковский писал в мистическом направлении, перелагая более мрачные сказания (о лесном царе, о мертвых женихах, о святочных гаданиях). У Пушкина получилось более светлое, волшебное произведение.
В основу некоторых своих сказок великий поэт брал европейские.
Например, «Сказка о рыбаке и рыбке» – переложение немецкой истории. Правда, у Пушкина получилось удивительно органичное произведение, насквозь пропитанное духом русского фольклора. Этот текст гениальный автор подарил Далю – еще одному сказочнику-современнику, с любовью относившемуся к народному творчеству.
В этом произведении каждый увидит множество черт, схожих с «Белоснежкой» и «Спящей красавицей», которые еще до нашего поэта литературно оформили братья Гримм и Шарль Перро.
Известный европейский сюжет А.С. Пушкин пересказал в исконно русской традиции. Он воспевает силу настоящей любви и преданности, которые способны преодолеть любые козни!
Осенью 1834 года увидела свет «Сказка о золотом петушке». Она написана в духе фольклорных произведений, наполнена старославянской лексикой и поражает образностью языка.
Анна Ахматова открыла первоисточник этой истории: существует «Легенда об арабском звездочете», сюжетно очень похожая на «Золотого петушка». Однако и тут Пушкин отошел от иностранного сюжета, наделив свое произведение исконно русскими чертами.
Так почему же поэт решил писать сказки? Наверное, потому что не мог иначе, сюжеты сложились и требовали творческого воплощения. Кроме того, в 1832 году Пушкин впервые стал отцом, у него родилась дочка Мария. Возможно, это тоже стало своеобразным толчком к написанию волшебных историй.
Несомненно, сказки Пушкина привлекают внимание детей динамичным сюжетом, необычными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего ребенка, то они легко воспринимаются, и в то же время вызывают удивление, воспитывают благородные чувства, в том числе гордость за свой народ, любовь к Отечеству.
Ведь сказки – лучший способ донести до детей то самое разумное, доброе и вечное, и правильно воспитать их.
И в завершение, практический совет: до четырех лет ребенку тяжело слушать поэтическую сказку от начала до конца, без перерыва. Сюжет можно пересказывать по картинкам, зачитывая наиболее понятные или понравившиеся малышу места, законченные отрывки. Например, во время чтения «Сказки о царе Салтане» можно несколько раз, в том числе, вместе с ребенком, прочитать отрывки про белочку, про кораблик, про богатырей.