ПЛАСТИЧЕСКИЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Каребина Ольга Владимировна
педагог-психолог
Фролова Екатерина Дмитриевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 45 «Росинка»
Г. Старый Оскол

Публикация в печатном сборнике
Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов
«Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ-2024

ПЛАСТИЧЕСКИЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Развитие мелкой моторики рук – один из самых важных навыков, который должен быть сформирован у ребенка старшего дошкольного возраста. Степень развития моторики рук и координации движений пальцев рук – показатель интеллектуального развития дошкольника. Вместе с развитием мелкой моторики приходит навык логического построения мыслей, развивается зрительная и двигательная память, обостряется внимание, воображение, наблюдательность, вырабатывается внятная и разумная речь, формируется координация. Ряд ученых: Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, Э.Р. Пилюгина в своих трудах доказали факт, что на начало процесса развития ребенка оказывает рука. Ведь с первых дней жизни ребенку хочется потрогать все окружающие его предметы с целью познания окружающего его мира. Рука ребенка дает ему очень много информации: о мягкости предмета, его весе и т.д.

Ученые-педагоги М.М. Кольцова, Л.Ф. Фомина уверены, что формирование областей мозга, отвечающих за речь, происходит исключительно под влиянием кинетических импульсов от пальцев. Если развитие кистей рук и пальцев отстает, то у ребенка задерживается речевое развитие, следовательно, интеллектуальное развитие не на должном уровне. Один из способов развития мелкой моторики педагоги и психологи выделяют пластические виды творчества, а именно лепку.

Лепка – это одно из самых полезных занятий для ребенка, благотворно влияющее на развитие центральной нервной системы ребенка, развитие силы рук и пальцев, обеспечивающее смену тонуса мускулатуры рук.

Во время занятий лепкой, ребенок создает объемные фигуры, их составные части, тем самым, формируя работу одновременно двумя руками, развивает мелкие мышцы пальцев, объемное мышление. Занятия ребенка с пластичными материалами благотворно влияет на его нервную систему.

материалы в печатный сборник 

Существует несколько видов пластического творчества, например, пластилинография, папье-маше, объемная и рельефная лепка.

Пластическими материалами служат: глина, пластилин, пластика, соленое тесто, бумажная масса, снег, песок.

Во время занятий с ребенком по развитию его мелкой моторики, родители, а также воспитатели дошкольного учреждения разрешают одни из главных задач возрастного развития дошкольника:

-косвенно влияют на развитие интеллекта ребенка;

-подготавливают руку ребенка к письму.

Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться как можно раньше, с младенческого возраста ребенка. Уже с рождения,  для ребенка будет полезен массаж пальчиков, который, в свою очередь, не только развивает мышцы, но и активно воздействует на определенные отделы головного мозга.

Один из способов развития мелкой моторики педагоги и психологи выделяют пластические виды творчества, а именно лепку.

Главным методом, который применяется воспитателями ДОУ с целью развития мелкой моторики руки у старших дошкольников – это, конечно же, практический, то есть непосредственный процесс лепки.

Ученые выделяют следующие основные приемы лепки:

раскатывание, скатывание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сплющивание, сгибание.

Дополнительными приемами лепки являются: вырезание, выдавливание, насечка, строгание, надрез, просекание.

Существуют также приемы соединения деталей во время лепки, это – насадка на каркас, соединение с помощью жгута, врезание, прижатие.

Приемами отделки формы являются: декорирование различными способами, заглаживание. Развивать мелкую моторику руки ребенка необходимо начинать с первых дней жизни и продолжать в старшем дошкольном возрасте, ведь мелкая моторика оказывает существенное влияние в развитии ребенка.

Учеными установлен факт наличия связи между движениями рук и отделами человеческого мозга, отвечающими за речевую активность. Чем выше уровень развития мелкой моторики руки, тем выше интеллект ребенка. Вместе с развитием мелкой моторики руки, у ребенка формируется связная речь, способность к логическому мышлению  и умозаключению, а также умение видеть и исправлять свои ошибки.

На сегодняшний день ученые-исследователи мелкой моторики руки пришли к окончательному выводу о том, что развитие словесной речи ребенка начинается после обретения достаточной точности движений рук и пальцев. Педагоги и психологи в своей практике уже давно уверены в прямой зависимости мелкой моторики руки и уровнем развития ребенка.

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь