МЕТОДИКА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ

Купцова Людмила Владимировна
Дергун Татьяна Викторовна
Шипилова Светлана Петровна
воспитатели
МАДОУ детский сад №69 «Ладушки»
Старооскольский городской округ

Материал принят для публикации во Всероссийском сетевом журнале для дошколят, родителей и педагогов детских садов «Мир дошколят» № 10 (31) ОКТЯБРЬ-2024 г. Выход номера –  1 октября 2024г.

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ

В современной России в последнее время стала актуальной проблема поддержки и развития одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для самого одаренного ребенка, но и для всего общества в целом. Одаренные, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей развиваться и решать современные экономические и социальные задачи. Поэтому работа с одаренными детьми является крайне необходимой.

Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась еще в 1996 году, в связи с принятием Федеральной целевой программы. Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы являются детский сад и школа.

Эти учреждения захватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада, необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития. Следует помнить, что, как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить и развивать.

Каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам – 30-40%, а к семнадцати только 15-20%.
Проблемы диагностики и развития одаренных детей волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий, конечно же, высок интерес к данному феномену и в современном обществе. Это объясняется: во-первых, значимостью способностей для развития личности, а во-вторых, в связи с востребованностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способных создавать новое в различных сферах жизни.

материалы в печатный сборник 

При создании в ДОУ благоприятных условий, за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений до яркого расцвета способностей. Наиболее значимыми условиями являются:

• наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
• наличие разнообразной предметно-пространственной среды, стимулирующую самую разнообразную деятельность ребенка;
• создание доброжелательной и заботливой обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости и проявления индивидуальных способностей;
• наличие необходимой образовательной системы.

Существует система по выявлению одаренных детей в рамка ДОУ:
1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования. Для этого используется метод экспериментальных оценок. Воспитатели средних групп, в конце года проводят диагностику и заполняют анкеты, где по пятибалльной системе оценивают у детей признаки одаренности. Затем работа уже ведется с детьми, у которых, наиболее ярко проявляются данные признаки. Выполнение заданий повышенного уровня сложности, где можно увидеть такие стороны ребенка как сообразительность, инициативность, оригинальность, широта кругозора.

2-й этап: отбор детей в группу одаренных.
Условно можно выделить следующие области одаренности детей:
• – общая (умственная одаренность);
• – художественная одаренность (высокий творческий потенциал: искусство, литература, музыка);
• – социальная одаренность (повышенная коммуникативная способность, умение разбираться в людях, устанавливать с ними эффективные отношения, иметь социальный интеллект, лидерские способности);
• – спортивная(моторная) одаренность.

Основная задача для развития одаренности в детском саду – максимально раскрыть весь потенциал ребенка, чтобы у детей была возможность задавать вопросы, получать ответы, творить, мечтать и узнавать новое. Для этого необходимо искать и выполнять такие условия, при которых это будет реализовано.

Итак, условия для выявления, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей:
• -создание предметно-развивающей среды, которая будет удовлетворять потребностям ребенка, развивать его таланты и сможет помочь выявить его одаренность;
• -регулярное проведение мониторингов всеми специалистами детского сада с использованием современных диагностических методик, которые своевременно и качественно выявить способности и задатки каждого дошкольника;
• -индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, занятия с логопедом и психологом, занятия в «Клубах по интересам»;
• -оказание помощи родителям в развитии у детей каких-либо талантов, способностей, через консультирование, анкетирование, психолого-педагогические лаборатории и т.д.;
• -взаимодействие с социальной средой, чтобы показать свои достижения и успехи (концерты, олимпиады, соревнования и т.д.)

Современные исследования показывают, что для достижения высокого уровня развития в любой области, даже одаренные дети нуждаются в одобрении, общении и поддержке. Поэтому каждый ребенок должен иметь возможность получить образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. От интеллектуального потенциала этих детей зависит будущее нашей страны, и основная цель работы в детском саду – это содействие превращения их в одаренных взрослых.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей, составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Список литературы:
1. Антонова М. Г. Научное общество младших школьников – форма работы с одаренными детьми / М. Г. Антонова // Начальная школа. – 2019. – № 4. – С. 21–23
2. Арпентьева М. Р. Проблемы обучения одаренных детей с позиции общества и системы образования / М. Р. Арпентьева // Одаренный ребенок. – 2020. – № 2. – С. 36–42
3. Бурлакова И. В. Организация работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования с использованием современных технологий / И. В. Бурлакова, Т. А. Харламова, Ю. В. Брянцева // Воспитание школьников. – 2019. – № 1. – С. 35–40
4. Головина Т. Г. Предметные олимпиады как средство выявления и развития предметных способностей школьников / Т. Г. Головина. – Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020.) – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. – С. 32–35.
5. Игонина Е. М. Организация многоступенчатой системы тьюторского сопровождения одаренных учащихся в сельском лицее в рамках образовательной программы Школьной лиги Роснано / Е. М. Игонина //Методист. – 2019. – № 8. – С. 59–61 образовательный маршрут как инструмент достижения планируемых образовательных результатов обучающихся в условиях реализации предметных концепций, 2019.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь