Конспект по познавательному развитию
(ознакомление с миром природы) в подготовительной группе
Алексеева Марина Алексеевна,
учитель – логопед
Спиридонова Вера Николаевна,
воспитатель
МБДОУ ДС No44 «Золушка»
Староскольского городского округа
Цель: закрепление представлений о перелетных птицах.
Задачи:
- 1. Систематизировать знания о перелетных птицах.
- 2. Развиватьпознавательныйинтерескжизнипернатых.
- 3. Учить устанавливать связи и закономерности в природе.
- 4. Развивать воображение, память, мышление, фантазию, решать противоречие, поддерживать беседу.
Оборудование: игра «Что в круге?», ребус «Птицы», игра «Волшебный экран», листочки, простые карандаши, мяч.
Ход:
- 1. Игра «Здравствуй дружок».
Здравствуй, дружок, (предложить руку ребенку справа).
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребенку слева).
Скорей становись со мною в кружок!
Давай улыбнемся и скажем: «Привет!»
Всем птицам: «Привет!» (руки поднять вверх).
- 2. Сначала поиграем в пальчиковую игру «Птичка».
Эта птичка – соловей, поочередное загибание пальцев.
Эта птичка ласточка,
Эта птичка совушка,
Сонная голувушка.
Эта птичка стриж,
Эта птичка грач.
Эта птичка – злой орлан. Машут сложенными накрест ладошками.
Птички, птички, по домам. Машут руками как крыльями.
3.Ребята, для вас я приготовила ребус.
– Отгадав его, узнаете, чем мы будем заниматься. (Дети составляют слово по первым буквам картинок: петрушка, трамвай, иволга, цыпленок, «ы» – «Птицы»).
– Сегодня поговорим о перелетных птицах.
- Игра «Что в круге?»
Если круг – это перелетные птицы, то точки – это: грач, ласточка, стриж, чиж, лебедь, соловей, гусь, цапля, аист).
– Где можно встретить перелетных птиц?
(В лесу, в парке, в городе, в селе, в сказке «Гадкий утенок» Г. Андерсена).
- Беседа о перелетных птицах.
– Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года? (Осень).
– Что происходит с пернатыми осенью? (Улетают в теплые страны).
– Как выдумаете, почему они улетают?
(Потому, что насекомые прячутся в землю, в опавшие листья, под кору деревьев, им нечего есть).
– Народная пословица говорит: «Птицам страшен голод, а не холод».
– Скажите, пожалуйста, какие птицы улетают первыми?
Это насекомоядные: скворцы, ласточки, стрижи, кукушки, иволга, соловьи.
– А за ними зерноядные: чижи, зяблики, овсянки.
– Какие улетают позже? (Это водоплавающие: гуси, утки, лебеди).
– Перелетных птиц много, но нам редко удается увидеть, как они, собравшись в стаи улетают. Как вы думаете почему?
(Пернатые летят ночью, так безопаснее).
– Во время перелета птицы придерживаются строго порядка.
– Журавли летят клином, гуси, цапли летят шеренгой крылом к крылу, утки образуют дугу или выстраиваются в прямую линию, а вот скворцы, дрозды и маленькие птицы порядок не признают, летят, как попало.
- 6. А сейчас ребята мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Пожалуйста».
Дети после слова «Пожалуйста» изображают, как летят птицы. Если воспитатель не сказал – «Пожалуйста», то они продолжают предыдущее движение. Поклюйте зернышки «Пожалуйста», попрыгайте, походите, постойте.
5.Игра «Волшебный экран» (Журавль).
Открываем 1 экран:
– Кто это? (Журавль).
Открываем 2 экран:
– Журавль относится к кому? (Ко всем птицам).
Открываем 3 экран:
– Журавль состоит из чего? (Тело, шея, крылья, лапы, хвост, перья).
– Открываем 4 экран:
– Что было раньше с журавлем? (Он был яйцом).
– Открываем 5 экран:
– Яйцо журавля относится к чему? (Ко всем яйцам птиц).
– Открываем 6 экран:
– Яйцо состоит из чего? (Скорлупа, белок, желток, в желтке – зародыш).
– Открываем 7 экран:
– Что может быть с журавлем в будущем? (Осенью журавли соберутся стаи и летят клином на юг).
– Открываем 8 экран:
– Отлет журавлей относится к чему? (Ко всем отлетам птиц).
– Открываем 9 экран:
– Журавлиный клин состоит из чего? (Вожак стаи, стая птиц).
- А сейчас поиграем в игру «Скажи, наоборот» (с мячом).
Птица здоровая – больная.
Птица большая – маленькая.
Перелетные – оседлые.
Зерноядные – хищные.
- Игра «Полином фантазии».
– Ребята посмотрите на картинку.
1). Кто это? Лебедь.
2). Где находится? На озере.
3). Что делает? Плавает по озеру и волнуется за своих маленьких лебедят.
4). Что говорит? Плывите ко мне скорее, скоро лебеди улетают в теплые края.
5). Что сказали люди? Смотрите, смотрите, какие красивые летят птицы.
6). Чем закончилась история? Лебеди помахали им крыльями и скрылись за горизонтом.
- Игра «Пиктограммы»
– Нарисуйте, пожалуйста: птицу, гнездо, солнышко, дерево, зерно.
(Дети должны повторить слова в определенной последовательности).
11.Мы поиграли в разные игры и вспомнили о перелетных птицах.
Спасибо вам, ребята. Молодцы!