Методическая разработка
Козлитина М.П.,
воспитатель
«Детский сад «Рябинушка»
с. Гостищево Белгородская обл.
Яковлевский район
Целью методической разработки является создание условий для формирования у дошкольников ключевых научно-познавательных, практически-деятельных, эмоционально-нравственных компетенций.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:
в младшем дошкольном возрасте:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты);
в старшем дошкольном возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В методической разработке предусмотрено проведение практических занятий трех типов:
- учебные занятия индивидуального плана, направленные на ознакомление детей со свойствами и качествами материалов, из которых сделаны предметы рукотворного мира; с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности;
- индивидуальные занятия, направленные на развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- диагностические занятия, направленные на оценивание степени проявления интереса, активности участия в обслуживании и в процессе деятельности, а также на то, как ребенок думает и рассуждает во время занятия.
Методическая разработка предусматривает проведение практических занятий всех типов с соблюдением основных психолого-педагогических принципов позволяющих наиболее полно раскрыть творческий потенциал детей:
- индивидуальный подход к каждому ребенку;
- создание на занятиях климата взаимодоверия;
- предоставление более широкой самостоятельности и выбора в решении творческих задач;
- большое разнообразие самого разного материала, используемого в творческой работе;
- подача материала по принципу от простого к сложному; от общего к частному.
Игры-занятия в данной разработке направлены на формирование у детей умения вычленять существенные признаки материалов, понимать причинно-следственные связи между материалом и назначением предметов, а также понимать потребность людей в их преобразовании.
На основе диагностики определяется уровень овладения детьми деятельностью экспериментирования. При беседах с детьми и наблюдением за их деятельностью выявляется степень популярности и использования центра «Опыта, эксперимента и исследования», намечаются пути коррекции воспитательно-образовательного процесса.
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
- видеть и выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
- решать проблемы;
- анализировать объект или явление;
- выделять существенные признаки и связи;
- сопоставлять различные факты;
- выдвигать гипотезы, предположения;
- отбирать средства и материала для самостоятельной деятельности;
- осуществлять эксперимент;
- делать выводы;
В программе запланированы занятия (диагностические), когда воспитатель не дает готовых решений, а побуждает детей к самостоятельному планированию эксперимента. Детям предлагается самостоятельно найти ответы на три вопроса: «Что? Зачем? Как?»:
- вопрос «что?» предполагает определение предмета разговора или изучения: о чем будет идти речь, о каком явлении или объекте;
- вопрос «зачем?» предусматривает ответ, для чего мы изучаем тот или иной предмет;
- вопрос «как?» направлен на определение, каким образом, каким способом будет достигнута поставленная цель или в какой степени, насколько будет реализовано предназначение.
Ожидаемые результаты:
- Умение самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результат и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, правильно определяя оборудование. Умение обнаруживать несоответствие цели и действий.
- Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов. Самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействиях).
- Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, функционирование, назначение; его существовании во времени и пространстве и пр.).
Предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.