ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

0
861

Методическая разработка

Козлитина М.П.,

воспитатель

«Детский сад «Рябинушка»

с. Гостищево Белгородская обл.

Яковлевский район

 

материалы в печатный сборник 

Целью методической разработки является создание условий для формирования у дошкольников ключевых научно-познавательных, практически-деятельных, эмоционально-нравственных компетенций.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:

в младшем дошкольном возрасте:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты);

в старшем дошкольном возрасте:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В методической разработке предусмотрено проведение практических занятий трех типов:

  1. учебные занятия индивидуального плана, направленные на ознакомление детей со свойствами и качествами материалов, из которых сделаны предметы рукотворного мира; с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности;
  2. индивидуальные занятия, направленные на развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
  3. диагностические занятия, направленные на оценивание степени проявления интереса, активности участия в обслуживании и в процессе деятельности, а также на то, как ребенок думает и рассуждает во время занятия.

Методическая разработка предусматривает проведение практических занятий всех типов с соблюдением основных психолого-педагогических принципов позволяющих наиболее полно раскрыть творческий потенциал детей:

  • индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • создание на занятиях климата взаимодоверия;
  • предоставление более широкой самостоятельности и выбора в решении творческих задач;
  • большое разнообразие самого разного материала, используемого в творческой работе;
  • подача материала по принципу от простого к сложному; от общего к частному.

Игры-занятия в данной разработке направлены на формирование у детей умения вычленять существенные признаки материалов, понимать причинно-следственные связи между материалом и назначением предметов, а также понимать потребность людей в их преобразовании.

На основе диагностики определяется уровень овладения детьми деятельностью экспериментирования. При беседах с детьми и наблюдением за их деятельностью выявляется степень популярности и использования центра «Опыта, эксперимента и исследования», намечаются пути коррекции воспитательно-образовательного процесса.

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

  • видеть и выделять проблему;
  • принимать и ставить цель;
  • решать проблемы;
  • анализировать объект или явление;
  • выделять существенные признаки и связи;
  • сопоставлять различные факты;
  • выдвигать гипотезы, предположения;
  • отбирать средства и материала для самостоятельной деятельности;
  • осуществлять эксперимент;
  • делать выводы;

В программе запланированы занятия (диагностические), когда воспитатель не дает готовых решений, а побуждает детей к самостоятельному планированию эксперимента. Детям предлагается самостоятельно найти ответы на три вопроса: «Что? Зачем? Как?»:

  • вопрос «что?» предполагает определение предмета разговора или изучения: о чем будет идти речь, о каком явлении или объекте;
  • вопрос «зачем?» предусматривает ответ, для чего мы изучаем тот или иной предмет;
  • вопрос «как?» направлен на определение, каким образом, каким способом будет достигнута поставленная цель или в какой степени, насколько будет реализовано предназначение.

Ожидаемые результаты:

  • Умение самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результат и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, правильно определяя оборудование. Умение обнаруживать несоответствие цели и действий.
  • Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов. Самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействиях).
  • Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, функционирование, назначение; его существовании во времени и пространстве и пр.).

Предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь