Овсянникова Татьяна Васильевна
Вансович Надежда Ивановна
воспитатели
МБДОУ ДС № 7 «Лесная поляна»
г. Старый Оскол
Материал для Всероссийских педагогических чтений «Вместе мы – Россия»
Нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Воспитание любви к своей Родине – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.
В детском саду патриотическое воспитание может осуществляться через непосредственно образовательную деятельность, культурно-массовые мероприятия и конкурсы. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, к своим близким, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях.
Дети, сами не замечая этого, учатся сопереживать. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Работая с детьми, мы реализуем на музыкальных занятиях благоприятные условия для патриотического воспитания и ставим перед собой следующие задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- развитие интереса к традициям и культуре;
- знакомство детей с гимном государства;
- чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.
Одно из важных мест в воспитании дошкольников занимают народные праздники, связанные с традициями народа, так как они объединяют в себе почти все элементы духовно-нравственного воспитания. Поэтому, знакомя детей с музыкой мы используем народные гулянья, где дети. В процессе таких мероприятий воспеваются любовь и преданность родным местам, возрождаются старинные формы почитания предков. В нашем детском саду прошла Осенняя ярмарка», на которой дети пели народные песни, водили хороводы, закличками призывали к танцу. Нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Ежегодно проводится музыкальный конкурс патриотических песен, приуроченный ко дню Победы.
Систематично в своей работе можно использовать взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.
Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.