Тимонова Лилиана Аликовна
Брюханова Ирина Ивановна
воспитатели
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
г. Старый Оскол
Материал размещен в рамках Всероссийской научно-практической конференции
«Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении, к народной памяти, к национально-культурным традициям. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека, без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Всем известные слова русского философа И. А. Ильина: «Никто не может указать другому человеку его Родину — ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно в порядке автономии — и в личном, но подлинном духовном опыте. Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной симуляции». В. С. Горбунов, рассматривал патриотизм как: любовь к Родине, интегративная социально-нравственная сущность, объединяющая весь спектр мироощущений, возникающий в процессе отношений в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности. Патриотическое воспитание детей всегда являлось одной из важнейших задач образовательного учреждения, а особенно в коррекционных школах, так как дети с ОВЗ — это сложный своеобразный контингент. Но как научить этому детей с ОВЗ, в какой форме лучше донести до них эти знания. Данный вопрос не раз задавал себе каждый из воспитателей.
Работая над темой самообразования патриотическое воспитание, своей главной задачей считаю создать для каждого обучающегося условия интересной, содержательной, успешной работы, вызвать у обучающихся с ОВЗ желания размышлять. В своей работе стремлюсь к тому, чтобы воспитательская деятельность была увлекательна, помогала им самоутверждению и нравственному становлению. Для работы с обучающимися использую различные технологии: – Личностно-ориентированная технология; – КТД технология – ИКТ технология – Технология проектной деятельности – Здоровьесберегающие. Форма работы: — коллективная, групповая, индивидуальная. Методы работы: — беседы, праздники, воспитательские часы, проектная деятельность, викторины. Личностно-ориентированная технология — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Наша цель — содействовать становлению ребенка как личность. Свою воспитательную работу мы строим по принципу добровольного участия детей во внеклассной деятельности в соответствии с интересами и способностями. Она складывается из ежедневного общения с обучающимися в свободное от занятий время. Мы используем личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, создаем условия для проявления творческих способностей. Технология коллективно-творческого дела: творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) — это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, педагогов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей. Технология проектной деятельности — целенаправленная деятельность по определенному план для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Здоровьесберегающие технологии: являются одним из приоритетных направлений в образовательной системе Российской Федерации.
Организация мини – музея в ДОУ позволяет решить одну из ключевых задач национального проекта «Образование» – на основе духовно – нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально – культурных традиций.
В детском саду роль посредника выполняет воспитатель, который помогает ребенку в общении с искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными произведениями.
Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Чтобы лучше познать искусство ребенку необходимо воочию увидеть, потрогать, взять в руки экспонаты (копии, дубликаты, модели). Для более старших детей достаточно «зрительного ощупывания» предмета, мысленных действий с ним. Использование такого приема с детьми 6 – 7 лет увеличивает запоминание ими информации более чем на 40% и обеспечивает точность описания и изображения.
Использование в работе педагогов ДОУ музейно-образовательных игр, дающих стимул воображению и творческой импровизации, способствует лучшему усвоению информации в процессе знакомства с разнообразными видами декоративно – прикладного и изобразительного искусства. Например, игра «Давай послушаем, что скажут предметы», в которой дети продолжают рассказ воспитателя, представляя, что могут рассказать предметы о своем прошлом, истории происхождения. Такие игры развивают способность к эстетическому переживанию и способствуют формированию исторического сознания детей.
Система взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников должна включать в себя использование сопроводительных материалов к экспонатам (это могут быть интересные факты о музейных предметах или же предложения по организации творческой деятельности детей дома); оснащение родителей (законных представителей) материалами по изученным темам и экспонатам мини – музея ДОУ или группы; методические рекомендации для работы с детьми дома с целью закрепления полученных знаний в детском саду; организация творческих мастерских и мастер – классов для детей и взрослых; использование игровых методик изучения различных видов ДПИ; организация дидактических выставок, основная задача которых – активизировать взрослых и детей к совместной творческой деятельности.
Для достижения наибольших результатов в этом направлении педагогу необходимо придерживаться принципа познания многообразия мира истории и культуры через игру, творчество, самостоятельную деятельность детей, ориентируясь на их возрастные особенности.
При организации музея в группе ДОУ необходимо учитывать адресность, т. е. ориентацию на конкретную возрастную группу детей, а так же интересы аудитории; интерактивность, т. е. возможность познания предмета искусства через руки, что даёт опыт личного соприкосновения с историей и культурой через предметный мир; доступность музейной экспозиции, т. е. учитывать рост воспитанников(элементы экспозиции могут находиться не только на уровне глаз ребенка, но и ниже). Организация мини – музея в группе должна отвечать образовательным задачам музейных предметов. Так же к музейным экспонатам можно разработать и приложить мнемо–карты с загадками, отгадки на которые можно будет найти в экспозиции музея.
В процессе ознакомления с теми или иными предметами изобразительного или декоративно-прикладного искусства идет приобщение к разным видам народного творчества: устному, музыкальному, декоративно – прикладному. Организация мини – музея в группе позволяет погрузиться в прошлое через воспроизведения детьми различных видов деятельности.
Для детей разрабатывается цикл занятий таким образом, чтобы они могли творить, фантазировать, пропуская полученные знания «через руки» и пополняя музей новыми авторскими экспонатами. Одним из показателей востребованности организации мини – музея в группе является интерес детей к заполнению экспозиции новыми экспонатами, изготовленными собственноручно. Организация мини-музея в группе даёт простор для неформальной творческой активности. Педагог, правильно задавая вопросы, может стимулировать интерес детей к истории, изучению народных промыслов России.
Педагогу необходимо разработать структуру музейной экспозиции и следить за сменяемостью ее предметов.
Литература:
- Н.Э.Васина, О.А.Суслова. – М.: Линка-Пресс, 1997.
- 2.Куревина, О.А. Путешествие в прекрасное: Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / О.А.Куревина, Г.Е.Селезнева. – М.: Баласс, 2004.
- 3.Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В.Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.