Черноусова Елена Анатольевна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 64«Искорка»
Старооскольского городского округ
Материал размещен в рамках Всероссийской научно-практической конференции
«Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Гражданственность имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, одним из важнейших элементов в формировании мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих человека чувств патриотизма, уважения национальных святынь, укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Воспитание этого важного качества необходимо начинать с раннего детства. Дети дошкольного возраста внушаемы, подражают педагогу во всем, и донести до них идеи гражданственности доступным языком, художественными средствами – вполне реальная задача.
Поэтому целью музыкальных занятий является выявление условий, при которых формирование основ гражданского воспитания дошкольников на музыкальных занятиях будет осуществляться наиболее эффективно.
Объект наблюдения: процесс музыкального образования в творческом объединении «С песенкой по лесенке».
Предмет наблюдения: гражданское воспитание на музыкальных занятиях с дошкольниками.
В качестве гипотезы выдвинуты предположения о том, что гражданское воспитание дошкольников на музыкальных занятиях будет осуществляться при условиях:
- Включения в содержание занятия лучших образцов народных, композиторских произведений патриотического характера;
- Осуществления методически грамотной работы по освоению использования на занятиях музыкального материала.
Задачи:
- Подбор методического и музыкального материала по данной теме;
- Определение наиболее эффективных условий для осуществления гражданско – патриотического воспитания дошкольников на музыкальных занятиях;
- Обобщение и анализ результатов данной работы.
Музыка – один из видов искусства, который обращен непосредственно к человеческому чувству. Именно поэтому общение детей с музыкой позволяет решать многие воспитательные задачи.
Истинно художественной и естественной почвой для гражданского воспитания ребенка является фольклор. Наряду с иными достоинствами народной музыки в ней присутствуют и те, чисто национальные черты, которые воспитывают характер ребенка. В песнях есть и широта русской натуры, ее размах и мягкость, задушевность, свойственные национальному характеру.
В самом начале обучения на музыкальных занятиях дети знакомятся с понятием «народная музыка». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания. Дети с удовольствием слушают, разучивают и сами исполняют русские народные хороводы, потешки, частушки: «Соловушка- Соловей», «Милый мой хоровод», «Ах вы, сени», «Ах ты, береза», и др.
Русская народная песня раздольная, широкая, протяжная берет свое начало в напевных ласковых, задушевных колыбельных. Ни в одной зарубежной музыкальной культуре нет такого обилия и богатого разнообразия колыбельных песен как в русской музыке.
Конечно, большую часть музыкального репертуара составляют песни для детей композиторов – современников. Они воздействуют на чувства детей, углубляют имеющиеся у них представления об окружающей действительности, воспитывают. Но, особенно, с большим чувством ребята исполняют песни, посвященные Родине, Армии, Флоту:
«Любим Армию свою», «Под бумажным парусом», «Три танкиста», «Будем моряками», «Песня о пограничнике», и др.
Учитывая неразрывную связь народной музыкальной культуры и профессиональной, параллельно дети знакомятся с музыкой русских, зарубежных композиторов. Слушая «Детский альбом» П. И. Чайковского ребята знакомятся с картинами русской природы, русского быта, русскими сказками.
В программе второго года обучения есть тематическое занятие «Мы живем в России». Это занятие призвано формировать элементарные представления о государственной символике. Дети знакомятся с российским флагом, символическим значением его цветов, с Гербом и Гимном России. Несколько музыкальных занятий посвящено разучиванию «главной песни страны» – Гимна России. Предварительно с детьми проводится беседа об истории его создания, после которой они слушают Гимн России в записи и определяют с помощью педагога, что музыка – величественная, торжественная, строгая, могучая. Именно такая музыка сочетается со словами «Россия», «Отечество», «Держава». Они узнают, Гимн исполняется стоя, в знак уважения к Родине. Большое внимание уделяется разбору текста, объяснению непонятных слов. Затем дети с помощью педагога разучивают 1 куплет Гимна России. И на заключительном занятии исполняют его в сопровождении фортепиано – стоя.
Таким образом, целью гражданского воспитания является формирование человека – патриота России, ориентированного на приоритет национальных российских ценностей при должном уважении к ценностям других народов мира.