Ознакомление с методами ПАП, применяемыми в работе с детьми РАС

Коротких Светлана Ивановна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
Курьян Татьяна Валентиновна
учитель-логопед
МБДОУ ДС №44 «Золушка»

Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

 

        Что же такое ПАП? Прикладной анализ поведения – это научный подход, который на постоянной основе ищет взаимосвязь между поведением и факторами в окружающей среде, и экспериментальным образом манипулирует данными факторами для того, чтобы изменить поведение. Для прикладного анализа поведения абсолютно не важно, как называется то или иное поведение:  “эхолалия”, “галлюцинации”, “симптом аутизма”, или как-нибудь еще. Главное –  это то, что поведение существует – его можно измерить (частоту, продолжительность, латентность), описать, и определить какие факторы его вызывают и усиливают. После этого попытаться изменить эти факторы, и посмотреть, что получится.

        Прикладной анализ поведения, является одним из самых эффективных подходов к коррекции речевых расстройств, проблем в поведении и обучения адаптивным навыкам детей с расстройством аутистического спектра.

      Прикладной анализ исходит из того, что манипулируя факторами в окружающей среде, можно изменять поведение ребенка. Важной составляющей данной методики является то, что взрослый полностью контролирует поведение ребенка, управляет его деятельностью. Например, у ребенка есть тяга к стереотипному постукиванию по столу руками. В данном случае, взрослый контролирует это негативное поведение ребенка – фиксирует его руки в момент появления данной стереотипии.

Существует несколько методов обучения. Рассмотрим некоторые из них.

Рекламное сообщение

      Метод случайного обучения – этот метод заключается в инициативе ребенка. Для этого берется высокомотивационый стимул (например, машинка), после выполняется инструкция, после выполнения инструкции он может получить желаемый предмет. Этот метод является более естественным для обучения вербальному поведению, и позволяет обучать не только в условиях учебной сессии, но и в домашних условиях.

      Метод обучения отдельными блоками – Ребенку предоставляется выполнить данную инструкцию, за выполнение задания предоставляется подкрепление. Если ребенок не справился с инструкцией, то он получает помощь в виде подсказки. А если от ребенка требуется выполнение инструкции без подсказки, то в случае ошибки, ему проводят коррекционную процедуру. Этот метод применяется для отработки элементарных навыков.

     Процедура коррекции: для выполнения коррекции допускается не более двух процедур подряд. Если коррекция была воспроизведена дважды и не позволила достичь нужного результата, то упражнение заканчивается, и к нему можно будет вернуться после небольшой перемены. Отдохнув ребенок может вернутся и сделать все правильно.

   Метод формирования реакции –  это метод обучения, позволяющий обучить   ребёнка более совершенным реакциям, которые уже есть в его репертуаре. В основе метода лежит два принципа: гашение уже имеющихся реакций и дифференциальное подкрепление более совершенных. После того как закрепится более совершенная реакция, требования к реакции вновь поднимаются, и так до тех пор, пока ребёнок не начнёт демонстрировать целевую реакцию.

      Но прежде чем начать работу с ребенком, нужно наладить контакт. Установить, как говорится – руководящий контроль. Поэтому, достижение «Руководящего контроля», является самой важной частью обучения особого ребенка.  Без контроля мы бессильны, и ничем не можем помочь ребенку. Пока мы не способны помочь ребенку преодолеть себя и свои собственные желания и начать сотрудничать, мы неспособны привести его развитие к существенному прогрессу. Установление «Руководящего контроля» – это тяжелый повседневный труд, причем не только одного конкретного человека, а всех окружающих ребенка. Мы можем помочь ребенку, проявить себя в полной мере, в основном благодаря этому труду.

Все действия невозможно описать, которые ежедневно производятся с ребенком, поскольку они меняются каждый день, каждую минуту, с каждым воспитанником. Все, что остается постоянной величиной, это поведенческие техники, которые используются для обучения, а также та радость, которую специалист старается принести ребенку и самому себе в ходе этого взаимодействия.

Литература

  1. Ольга Малешкович, Юлия Эрц «Особые дети. Введение в ПАП»,2012г.,Бахрам-М
  2. Роберт Шрамм «Детский аутизм и АВА»,2013г.,Рама Паблишинг
  3. Пол Альберто, Энн Траутман. «АВА»,изд. Оперант

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь