Особенности социальной адаптации детей с дефектом расщелины верхней губы и нёба в условиях детского сада

0
1796

Свиридова Мария Сергеевна
Орлова Людмила Сергеевна
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14 «Журавушка»
с. Новоникольское, Талдомский район, Московская область

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ 2019г. 

 

Особенности социальной адаптации детей с дефектом расщелины верхней губы и нёба в условиях детского сада.

 

Что такое расщелина верхней губы и нёба, знает не каждый. Но, наверное, каждый лично знал или знает человека со шрамом от так называемой «заячьей губы».

Рекламное сообщение     

«За последние 40 лет отмечается быстрый рост врожденных патологий челюстно-лицевой области, который составляет от 4 до 10,5 % детей, при этом имеются существенные различия в цифрах по отдельным странам и регионам. В настоящее время по данным ВОЗ частота рождаемости детей с расщелиной губы и неба в среднем составляет 1:750 новорожденных (по России данный показатель колеблется от 1:1000 до 1:600 в разных регионах), что составляет 20–30 % от всех пороков развития человека и 86 % от пороков развития челюстно-лицевой области. По результатам исследований Академии педагогических наук Российской Федерации 4,5 % детей имеют различные врожденные пороки расщелины губы и неба».

«Расщелина верхней губы и неба – тяжелое анатомо-функциональное нарушение. Оно возникает на 5 неделе беременности. Отчего? На это влияют многие факторы: внутриутробные вирусные инфекции, применение медицинских препаратов; физические воздействия (радиация); алкоголь, курение, наркотики, стресс; недостаток или избыток некоторых витаминов и неблагоприятные экологические факторы. Степень тяжести этого дефекта различная. И всегда этот порок ведет к нарушению функции дыхания, жевания и глотания. Поэтому неоперированные дети имеют малый вес и рост, им трудно овладеть речью. Перманентный недостаток кислорода ведет к задержке умственного развития».

 В образовательных учреждениях, будь то школа или сад, количество детей с данным дефектом с каждым годом увеличивается. Работая в саду, который находится в селе Новоникольское Московской области, мы обнаружили, что за последние 4 года в саду появилось 2 ребенка с дефектом расщелины мягкого неба тенденцию, а это составляет 3,4% от общего количества детей.

Дети с врожденными пороками тяжело адаптируются в коллективе. Их не хотят принимать в обычный детский сад, травят и дразнят. Дети и взрослые с этой проблемой часто бывают маркированы обществом как обладатели низкого социального статуса. При наличии серьезного косметического дефекта или нарушения речи ребенок может тяжело переживать свое состояние и замыкаться в себе. Сотрудникам дошкольных учреждений необходимо обращать пристальное внимание при работе с такими детьми, обогащать свой профессиональный уровень по данной проблеме.

«Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими».

Коррекционная работа по социальной адаптации дошкольников с дефектом расщелины мягкого нёба проводится по трем направлениям:

  • – с педагогами,
  • – с семьями;
  • – с детьми группы, в которой находится данный ребенок.

Работа с педагогами учреждения и с семьями дошкольников в нашем саду нацелена на информирование их о данной проблеме, выяснению причин дефекта и разъяснению форм работы с такими детьми. С этой целью нами проводятся анкетирования, опросы, выступления на педагогических советах, методических часах, общих и групповых родительских собраниях, а также приглашаются узкие специалисты (дефектологи, челюстно-лицевые хирурги, педиатры).

При организации коррекционной работы по социальной адаптации с детьми группы, которую посещает ребенок с патологией, особое внимание мы отводим духовно-нравственному воспитанию. Педагогами разработан и системно проводится комплекс бесед и занятий о добре и зле, о терпимости друг к другу и заботе. Детей учат эмоциональной отзывчивости, способностью к сопереживанию, готовностью всегда прийти на помощь друг к другу.

Кроме духовно-нравственного воспитания в социальной адаптации детей с расщелиной мягкого неба, педагоги уделяют особое внимание сплочению детей группы детского сада, проводят игры по командообразованию. («Скажи комплимент», «Вместе мы сила», «Дерево желаний» и д.р.)

Одним из эффективных методов работы с детьми с расщелиной мягкого неба, испытывающими эмоциональные, физические и поведенческие затруднения, которые мы используем в своей работе, является сказкотерапия. Этот способ один из самых универсальных и доступных для детского восприятия. «Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказка помогает снять эмоциональное напряжение, сформировать у детей адекватную самооценку, умения принять своих слабых сторон, сформировать желание нравится себе и другим людям» Через сказку возможно решение многих проблем, возникающих у ребенка с особенностями в коллективе группы. Сказка учит сверстников дружить, принимать каждого человека, непохожего на других.

Обобщая вышесказанное, можно сделать выводы, что для того, чтобы коррекционная работа по социальной адаптации детей с расщелиной мягкого неба в условиях детского сада была эффективной, онп должна быть комплексной, системной и  проводиться по трем направлениям: с педагогами, с семьями и с детьми.

Нужно помнить, что чем раньше начать целенаправленную работу с ребенком по социальной адаптации, тем более полным может оказаться коррекция и компенсация дефекта.

Список литературы:

  1. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод, пособие / Сост. И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис-пресс, 2005 — 224с.
  2. Доклад на XVI Международных Образовательных Рождественских чтениях 2014г.
  3. Таалайбеков Н. Т., Ешиев А. М. Статистика рождаемости детей с врожденными пороками развития и использование современных технологий в реабилитации // Молодой ученый. — 2016. — №3. — 412с.

 

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь