Соколова Татьяна Юрьевна
инструктор по физической культуре
МАДОУ ДС №69 «Ладушки»
Сивкова Елена Юрьевна
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС №67 «Аистёнок»
Помеляйко Надежда Павловна
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС № 71 “Почемучка”
Старооскольского городского округа
ОСОБЕННОСТИ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ С ТНР
В настоящее время реализация инклюзивного подхода и создание особых условий в воспитании и обучении детей с ОВЗ является одной из важных задач. В дошкольных учреждениях дети с ОВЗ включаются как в общеразвивающие группы, так и в группы компенсирующей направленности. Нахождение детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными категориями дошкольников. Но способность включиться в работу зависит не только от возможностей самих детей, но и от наличия в учреждении условий для развития воспитанников с особыми потребностями. Для полноценной инклюзии необходима особая организация взаимодействия воспитанников, а также образовательные условия для детей с ОВЗ.
Нарушения речи оказывают отрицательное влияние на психическое и физическое развитие ребенка, а также оставляют след на его поведении и деятельности. Во время работы с детьми с ТНР инструкторы по физической культуре сталкиваются с проблемами, которые обусловлены повышенной эмоциональной возбудимостью детей с нарушениями речи, истощенной нервной системой, неустойчивым вниманием, быстрым утомлением и частой сменой настроения, капризностью. Так же у воспитанников с ТНР имеются нарушения в развитии двигательной сферы. Так, например, можно наблюдать малую двигательную активность у таких детей, что ведет к стеснению, смущению, закомплексованности в связи с индивидуальными особенностями организма. У таких детей часто плохая координация движений, снижена скорость, ловкости, имеются трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Также слабо развита мелкая моторика. Коррекция нарушений происходит за счет использования комплексного подхода, где важный элемент- это двигательная деятельность. Ведь всем известно, что чем лучше развиты физические качества, тем лучше развивается речь.
Основными задачами двигательной деятельности являются профилактика и коррекция осанки, плоскостопия, ходьбы, бега и других естествeнных движений, развитие физических качеств, укрепление мышечного корсета. Специфика проведения двигательной деятельности у детей с ТНР заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на коррекцию физического и психического здоровья, но и на речевую коррекцию.
Подвижная игра с ее явным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. В играх дети могут полностью раскрепоститься и показать наилучшие результаты в освоении физических умений и навыков. Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра типа «Поезд», «Самолет», может проходить по типу игр-инсценировок «Теремок». Возможно проведение подвижных бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с мячом, лентами, со скакалками). Эти игры позволяют отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, прыжки, бег, ребенок отрабатывает умение целенаправленно катать мяч, ловить его и выполнять броски. Сначала используется большой мяч, затем маленький), и постепенно мы готовим ребенка к овладению более сложными, комбинированными движениями.
Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют компоненты речи, поощряют творческую активность детей.
Подвижные игры помогают развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, воспитывать ловкость движений. В свободной и эмоциональной форме они способствуют закреплению навыков, полученные детьми в результате занятий по развитию движений. Они помогают также развить чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Так же в игре сочетаются разнообразные виды движений, что способствует разностороннему развитию функций организма. Именно поэтому важное средство физического воспитания- игры с данными детьми должны носить коррекционно-развивающую направленность, а также должны быть эмоционально насыщенны. При работе с детьми с речевыми нарушениями важно, чтоб игры сочетались с коррекционно-педагогической работой и являлись дополнительным коррекционным средством.
Но вместе с явным влиянием на физическое развитие, подвижные игры помогают успешному формированию речи. При выборе игры необходимо учитывать лексическую тему, которую дошкольники изучают на коррекционных занятиях. Подвижные игры, которые соединены с дидактическими задачами, развивают не только физические качества, но и речь, следовательно, важно проводить игры со словесным сопровождением, в которых ребенок увлекается игровым моментом и не замечает, как привыкает к связной речи, учится делать нужные паузы, правильно ставить ударения в словах, замедлять и ускорять темп речи, выделять голосом отдельные слова и выражения, то есть осваивает такое понятие, как интонация речи. Это способствует тому, что и в дальнейшем речь человека будет отличаться смысловой ясностью и выразительностью. Как пример игр со словесным сопровождением можно рассмотреть такую игру как мышеловка, в которой происходит развитие не только физических качеств, но и проговаривание слов.
В работе применяются не только игры со словами, но и игры на внимание и координацию движений, такие как: «Слушай хлопки», «У кого больше», «Змейка», «Ров и река» и др. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Ведь зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук доказана научно. Так же инструктору важно подобрать игры, содержание которых соответствует уровню развития и подготовленности играющих, которые доступны и интересны для детей. Поэтому следует так подбирать игры, чтобы не только двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно, но и речевые задания соответствовали данной группе детей.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- Участие детей в подвижных играх стимулирует мотивацию к повышению уровня физического развития
- Подвижные игры повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют компоненты речи.
- Во время игр осваивается такое понятие, как интонация речи.
- Использование игр со словесным сопровождением побуждают детей проговаривать текст и тем самым помогают развивать речь.