Соломенцева Валентина Михайловна
Золотарева Наталья Викторовна
воспитатели
МБДОУ Незнамовский детский сад «Боровичок»
Старооскольского городского округа
Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь»
ОСОБЕННОСТИ ЛЕТНИХ ИГР В МБДОУ «БОРОВИЧОК»
Незнамовский детский сад был открыт в 1979 году колхозом «Большевик». Капитальный ремонт детского сада произведен в 2008 году. Детский сад расположен вдали от промышленных предприятий. Отдалённость здания детского сада от магистрали в черту благоустроенного жилья способствует оптимальному уровню экологического окружения.
Особенностью детского сада «Боровичок» является то, что в территорию детского сада включен небольшой лесной массив из сосен. Благодаря этому летние игры организованные воспитателями МБДОУ являются не только чрезвычайно полезными для здоровья, поскольку неоспоримым фактом является польза соснового воздуха, а так же очень интересными без исключения для всех воспитанников детского сада. Огромным и неоспоримым преимуществом является и то, что сосны позволяют создавать прохладу и тень даже в самый жаркий и знойный день. Это позволяет проводить с детьми на воздухе максимальное количество времени.
В нашем детсадовском бору всегда очень много шишек. Шишки чрезвычайно полезны для маленьких детских пальчиков. Воспитатели для малышей организуют игру по сбору шишек, а для детей постарше придумывают игры и эстафеты по сбору шишек на скорость или кто найдет самую интересную и необычную шишку. Дети с удовольствием участвуют в таких играх, равнодушных не остается. После, собранные шишки используются в поделках, как в детском саду, так и дома с родителями. Высокие массивные сосны часто оказываются участниками детских игр. Очень увлекательна для детей игра в прятки за сосной.
Таким образом, наш небольшой детсадовский сосновый лес позволяет превратить обычную прогулку для детей в веселую, познавательную и развивающую игру.
Второй особенностью детского сада «Боровичок» является его близость к частному конному двору. Это позволяет радовать детей экскурсиями к лошадкам. Перед экскурсиями дети собирают для лошадок траву. И даже сбор травы мы организуем в виде игры – «кто больше соберет». С малышами экскурсия проводится с целью «познакомиться с лошадками и отдать им травку». С детьми постарше во время экскурсий лошадок уже можем покормить заранее припасенными яблоками, морковкой и собранной травой. Дети испытывают незабываемое удовольствие, и восторг когда удается покормить лошадку, и погладить ее по гладкой лошадиной гриве.
Летний период времени отличается от других периодов тем, что происходит объединение детей в разновозрастную группу, что диктует необходимость в эффективном совмещении образовательных планов, рассчитанных на детей разного возраста, а поскольку летом дети больше времени проводят на улице, то обязательным компонентом каждой прогулки являются организованные взрослым подвижные игры.
О пользе соснового воздуха упоминалось выше, и в связи с этим, летом большее количество времени дети проводят на улице, где и организуются подвижные игры, с помощью которых на прогулке решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
В процессе подвижных игр дети учатся быстро ориентироваться в пространстве. Начиная с первых игр малышей («Бегите ко мне», «Догони мяч» и др.), дети либо действуют в указанном правлении, пространстве, либо сами выбирают нужное направление.
Дети постарше очень любят игру «Звуки леса». Дети садятся, закрывают глаза и в течение 3-5 минут прислушиваются ко всем звукам и шорохам вокруг себя. Затем каждый должен рассказать, что он слышал или как ему кажется, кто производил тот или иной звук.
Очень интересная игра «найди пару». Каждый ребенок получает по листку цветущего растения и через определенное время должен отыскать цветок с такими же листочками. Иногда воспитатель раздает всем одинаковые листья от дерева, которое одно единственное на детсадовской лесной территории и просит найти это дерево. Естественно, кто первый – тот и победитель.
Все сказанное выше свидетельствует о том, что с помощью подвижных игр, а также используя особенности нашего детского сада, можно решать разнообразные задачи и именно поэтому они широко практикуются в повседневной работе с детьми.
При использовании подвижных игр обязательно учитываем дидактические принципы: доступность, систематичность, последовательность, активность, сознательность, а также анализируем состояние двигательных навыков детей и общий уровень их развития.
Список литературы:
- Бабенкова, Е.А. Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет [Текст]/Е.А.Бабенкова – М.: Сфера. 2013. – 80с.
- Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте [Текст]/Б.С.Волков. – М.: Педобщество, 2013.- 240 с.
- Литвинова, М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-го года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/М.Ф.Литвинова. – М.: Линка-Пресс,2012. – 245с.
- Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 160с.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.: Издательский центр Академия, 2005. – 304 с.
Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ