Неизведанное рядом

0
523

Максимова Оксана Константиновна
Попова Елена Николаевна
воспитатели
МБДОУ «Городищенский ДС «Аленький цветочек»
Старооскольского городского округа

 

Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь»  

 

НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ
поисково-познавательная деятельность с детьми 5-6 лет в летний оздоровительный период.

 

Рекламное сообщение

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Детям пяти-шести лет все интересно. Свои вопросы они задают сегодня и не хотят ждать, когда им преподнесут сведения об объектах живой и неживой природы. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира.

Летний оздоровительный период – это пора, направленная на развитие поисково-познавательной деятельности детей. На протяжении всего лета педагоги Городищенского детского сада «Аленький цветочек» стремились организовать летний оздоровительный период так, чтобы детям было интересно и маленькие «почемучки» получили как можно больше ответов на свои замысловатые вопросы. Но просто ответить на вопрос ребенка – это значит не ответить ничего. Необходимо показать, объяснить и дать попробовать самим (вместе, на равных, как партнеры).

В этой статье предлагаем вам некоторые игры, опыты, эксперименты, проводимые с детьми в летний период на прогулочной площадке.

Как пчелки переносят пыльцу?

Цель: -Выявить, как происходит процесс опыления у растений.

Материалы: ватные шарики, порошок-краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупа.

Дети рассматривают строение конечностей и тельца насекомых через лупу (мохнатые, покрытые как бы волосками). Представляют, что ватные шарики – это насекомые. Имитируя движение насекомых, прикасаются шариками к цветам. После прикосновения на них остается «пыльца». Определяют, как насекомые могут помочь растениям в опылении (к конечностям и тельцам насекомых прилипает пыльца). Дети составляют модель зависимости растений от животных.

Почему говорят «как с гуся вода»?

Цель: -Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Материалы: перья куриные и гусиные, емкости с водой, пипетка, растительное масло, «рыхлая» бумага, кисточка.

Дети рассматривают перья гусиные и пуховые куриные, смачивают водой, выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается. Наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, смотрят, что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой). Выясняют, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси, утки при помощи клюва смазывают перья.

Как защитить себя от солнца?

Цель: – Научить детей делать шапочку из бумаги по типу оригами; реализовать представления о солнце, полученные в ходе поисковой деятельности.

Материалы: бумага, схема изготовления шапочки.

Воспитатель рассказывает о солнечном ударе и обосновывает необходимость защиты организма в жаркие ясные дни. Взрослый создает проблемную ситуацию: «Как защитить себя от солнца?» Выслушав все предположения, напоминаем об обязательном наличии головного убора в этот период и предлагает сделать его из бумаги. Дети рассматривают схему изготовления и приступают к выполнению работы. Шапочки можно использовать на прогулках.

Зачем одуванчику «парашютики»?

Цель: – Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.

Материалы: семена одуванчика, лупа, вентилятор (веер).

Дети выясняют, почему одуванчиков так много. Рассматривают растение с созревшими семенами, сравнивают семена одуванчика с другими по весу, наблюдают за полетом, за падением семян без «парашютиков», делают вывод (семена очень мелкие, ветер помогает «парашютикам» улететь далеко).

Как солнышко греет?

Цель: –Наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор.

Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.

Вывод: солнце нагревает предметы.

Как получается солнечный зайчик?

Цель: –Показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Материал: зеркала.

В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он отразится еще раз)

Как образуется радуга?

Цель: – Познакомить с радугой как природным явлением.

Материал: таз с водой, зеркало.

Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас? Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы. На что похоже слово «радуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

Почему летом нужно надевать светлую одежду?

Цель: -Выяснить причину носить летом одежду светлых оттенков.

Материал: бумага белого, желтого, синего, черного цвета.

Воспитатель предлагает детям разложить бумагу разных цветов так, чтобы на нее попадали солнечные лучи. Через некоторое время проверить, бумага какого цвета нагрелась больше всего на солнце. Выясняют, что бумага черного цвета стала горячая, а белого нет.

Вывод: одежда темных оттенков быстрее нагревается на солнце и человеку становится жарко.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Необходимо создавать условия для исследовательской деятельности детей. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Давать возможность детям познавать объект в ходе практической деятельности с ним. Учить доказывать и аргументировать свои ответы и суждения.

В связи с внедрением ФГОС, мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе нужно как можно раньше научить его читать и считать, и если получится, писать, утратило свою актуальность. Задача подготовки ребенка к школе не сводится к приобретению знаний и учебных умений. На сегодняшний день слова великого философа Конфуция: «Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю» как никогда становятся значимыми и востребованными. Многолетней практикой доказано, когда ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается все прочно и надолго.

 

Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ

 

Акции партнеров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь