Циклаури Лианна Георгиевна
Матвеева Светлана Александровна
Соколова Анна Фёдоровна
воспитатели
МБДОУ детский сад № 6
город Белгород
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЦЕЛЯХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Народное декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольника. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение детской души, восприятие нравственных ценностей русского народа, привитие любви к родному краю. Искусство, созданное самим народом, хранит в себе и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные веками формы эстетического отношения к миру. Народное творчество раскрывает перед дошкольниками дверь в мир прекрасного и доброго, что влияет на формирование их духовно-нравственных качеств.
Народное искусство Белгородчины многогранно. Оно является составной частью русской народной культуры. Изучая народные традиции, народные костюмы, предметы быта, глиняные и деревянные игрушки, особенности культуры Белгородской области хочется в доступной форме передать свои знания и умения детям.
Главной задачей детского сада является максимальное гармоничное развитие личности каждого ребёнка. В основе работы с детьми лежит формирование у дошкольников первых чувств патриотизма. Это и гордость за свою Родину, любовь к родному краю, это и уважение традиций русского народа. У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей то, что они являются носителями народной культуры. Поэтому неоспоримым утверждением является то, что дошкольники с самых ранних лет должны воспитываться в национальных традициях. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.
Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Воспитать патриотов – это значит привить детям с ранних лет и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя не только передачу им знаний, но и формирование на их основе нравственных чувств и отношений. В целях повышения уровня знаний наших детей об историческом прошлом Белгородчины необходимо проводить работу с детьми по изучению и осмыслению народного искусства Белгородской области как части культуры России. Перспективы возрождения края, сохранение народного художественного творчества, передача его будущему поколению – это и есть главная и актуальная задача детского сада. Искорки творческого ремесла, заложенные в детстве, могут разгореться в настоящий, взрослый интерес к творчеству.
Усвоение материала, формирование навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста занимает достаточно длительный период. Поэтому вся работа построена на постепенном, поэтапном введении ребенка в мир народной культуры.
Использование регионального компонента на занятиях с детьми предполагает знакомство детей с историей возникновения и технологией изготовления народного костюма Белгородской области, особенностями народной игрушки родного края, с промыслами и ремёслами Белгородской области. Формы работы в данном направлении разнообразны и включают в себя: экскурсии к достопримечательным местам нашей области, сбор и систематизация научно-популярной, документальной, историко-архивной информации по истории и культуре Белгородской области, составление картотеки народных подвижных игр, изучение и обобщение материала по Белгородскому фольклору, белгородской игрушке, посещение занятий в белгородском музее народной культуры, разработка и апробация интегрированных занятий по изобразительной деятельности, направленных на ознакомление детей с народными промыслами и ремёслами Белгородской области.
Следующим этапом в работе должно стать пополнение развивающей среды необходимым материалом по разделам: устное народное творчество, народный быт, народная игрушка, народная игра, народное искусство. В группе должен быть создан патриотический уголок, посвященный российской и белгородской символике. Желательно организовать и этнографический уголок «Русская изба», где бы совместно с родителями воспитанников были собраны предметы быта прошлых поколений.
Тематика занятий с детьми разнообразна: «Устное народное творчество земли Белгородской», «Пословицы и поговорки – собрание многовековой мудрости», «Детский фольклор Белогорья», «Глиняная игрушка белгородских мастеров», «Деревянная игрушка – любимая игрушка малышей», «История белгородского народного костюма», «Народная вышивка белгородских мастериц» и др.
Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, ознакомление детей с народными традициями должно проходить в игровой форме. Игровые персонажи, такие как бабушка Арина, девочка Белогорочка и мальчик Белогор, домовенок Кузя, помогают детям в занимательной форме легче воспринять информацию. Так, например, у бабушки Арины есть волшебный золотой сундучок, в котором хранятся интересные вещи, имеющие краеведческую направленность. С этим сундучком бабушка Арина всегда приходит в гости к ребятам и знакомит каждый раз с чем-то новым. На первых занятиях дети вспоминают ранее знакомые им игры («Ловишки», «Колечко, колечко…» и др.), правила к ним, считалки. Затем из ларца «появляется» атрибут (элемент костюма, маска, шапочка и др.), вызывающий у детей интерес к новой народной подвижной игре («Кострома», «В маки», «Бояре», «Кто с нами», «Дрема» и др.). Все занятия сопровождаются разнообразным речевым материалом: припевками, закличками, считалками, дразнилками, загадками, созданными нашими предками.
Незабываемое впечатление на детей оказывает проведение таких народных календарных праздников, как «Батюшка Покров», «Синичкины именины», «Кузьминки», «Куделица», «Святочные посиделки, «Здравствуй, широкая Масленица!», «Сороки», «Вербное воскресение», «Светлое Христово Воскресение», «День русской загадки», «Праздник русской березки». Подготовка к проведению праздника должна включать в себя разучивание закличек, песен-колядок, хороводных песен, знакомство с традиционными обрядами этих праздников.
Как завершение работы по краеведческому воспитанию выступает праздник «Белогорье – край родной». В ходе праздника дети в ярких костюмах Белгородской области охотно делятся своими знаниями об истории родного края, поют Белгородские песни, водят хороводы, «продают» на ярмарке изготовленные их глины белгородские игрушки, пьют чай из самовара и угощают гостей.
Как наглядный результат работы в данном направлении оформляются выставки творческих работ воспитанников. Совместно с родителями проводятся выставки-ярмарки работ прикладного искусства: игрушек, вышивки, плетения, вязания и др. Дети с удовольствием инсценируют народные сказки, исполняют на народных инструментах фольклорный материал Белгородского песенного творчества.
Таким образом, синтез изобразительной, игровой, театрализованной, познавательной детской деятельности, в основе которых лежит народная культура, формирует у дошкольников не только эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему, но и закладывает основы социально-нравственного становления дошкольников, формирования их исторического и патриотического сознания.
Список литературы:
- Белгородская энциклопедия; Гл. ред. В.В. Овчинников; Ред. совет С.Г. Аксенов, Е.А. Белокуров, В.И. Белых. – Белгород: Областная типография, 2000, 2001 – 463 с.
- Белгородская область: Путеводитель. Справочное издание. – Белгород: Издательский дом «Мир Белогорья», 2014. – 194 с
- Крупенков А.Н. Белгородская старина. – Белгород: КОНСТАНТА, 2011. – 272 с. 11.
- Лимаров А.И. Белгород вчера и сегодня. // А.И Лимаров, А.И. Ткаченко, – Белгород «Лит Кара Ван», 2009. – 128 с
5. Три ратных поля России. – Белгород: Областная типография, 2010.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ