Смирнова Альбина Викторовна
музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27 «Петушок»
город Саянск Иркутская обл.
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г.
ОБУЧЕНИЕ ПЕВЧЕСКОМУ ДЫХАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
По утверждениям А.Е. Варламова, И.И. Левидова, В.А. Багадурова, Е.И. Алмазова решающую роль в развитии музыкального слуха играет вокальная моторика – пение. Данный вид музыкальной деятельности особенно любим маленькими воспитанниками, способствует не только формированию музыкальности, но и их общему развитию, социализации. Несмотря на то, что пение является доминирующим видом деятельности на музыкальных занятиях, к нему, зачастую, относятся формально, забывая о том, что данный вид деятельности должен приносить всем участникам удовольствие, а не напряжение.
Для развития пения большое значение имеет постановка голоса. Об этом в разные годы писали педагоги-практики: Н.А. Метлов, Е.С. Маркова, Е.П. Иова, Е.М. Дубянская, Р. Краснобродская, предлагая очень интересные приемы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.
К.В. Тарасова в статье «О развитии детского певческого голоса (журнал музыкальный руководитель №1 2014 г.) пишет о необходимости раннего обучения детей дошкольников правильной вокализации. Рекомендует применять специальную методику постановки певческого голоса ребенка дошкольника, чтобы не нанести ущерб не только певческому и общему музыкальному развитию детей, но и их здоровью.
Предшествовать пению должны общие двигательные и дыхательные упражнения, активизирующие и «разогревающие» детей.
В начале своей работы я использую разные виды ходьбы, наклоны, повороты туловища и головы, общие дыхательные упражнения, далее – специальные, связанные с пением, образные движения, двигательные и дыхательные. Одни из любимых детьми: «К пению готовятся птицы» (свободный вдох – руки, лежащие по бокам нижних ребер, чувствуют, как у птиц «вырастают крылышки», выдох – медленный, в «дудочку», руки чувствуют, как «крылышки опускаются»), «К пению готовятся маленькие собачки»: дети подражают им («ав – ав») и, положив руки на живот, замечают, как он при этом двигается. «Ка-аа-р, кк-а-а-р» – поют вороны и дети мягко и свободно опускают нижнюю челюсть.
В моей работе важное место занимает певческое дыхание. «Пение – это дыхание» – аксиома, известная всем, кто занимается этой областью искусства.
В певческом дыхании имеется три основных звена: вдох, сохранение вдоха на протяжении всей музыкальной фразы; выдох с легкой поддержкой снизу «столба» дыхания.
Участия во вдохе нижних долей легких можно контролировать, поставив руки по бокам на нижние ребра.
Важно убрать ключевое дыхание, при котором поднимаются плечи. Поверхностное неглубокое дыхание с участием верхней части грудной клетки – типичный для детей недостаток. Вдох должен быть умеренным, без перебора воздуха. Нужно экономно расходовать воздух, чтобы его хватило до конца фразы. Поэтому я учу детей с младшего дошкольного возраста пропевать фразу на одном дыхании. Слежу за тем, чтобы певческое дыхание регулировалось фразировкой в соответствии со смыслом, т. к. высокое позиционное звучание возможно только при активном дыхании.
Акцентирую внимание детей на важности непрерывности звука. Этому помогают упражнения с перышком, которое подвешивается на ниточке, прикрепленной к палочке. Дети делают певческий вдох, а затем медленно непрерывно выдыхают, стараясь, чтобы перышко, которое находится на уровне лица, отклонившись от выдоха, не падало. При этом хорошо тренируется система дыхания, укрепляются дыхательные мышцы.
Все современные рекомендации относительно того, как надо правильно дышать, берут свое начало в классической и традиционной индийской йоге. Полное дыхание йоги считают самым полезным (перед вдохом делается полный выдох с усилием брюшного пресса, затем выполняется брюшное дыхание, плавно переходящее в реберное и, наконец, с помощью ключичного дыхания, заполняется верхняя часть легких).
Оздоровительный эффект полного дыхания заключается в увеличении объема легких, выведении из организма шлаков, массаже диафрагмой брюшной полости и через все это – улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и внутренних органов.
Для активизации дыхания, наряду с дыхательными упражнениями, я использую распевки: «Эхо», «Ветер», «Кукушка», «Птенчик», «Колыбельная» М.Ю. Картушиной «Вальс» музыка Е. Тиличеевой, веселые стаккатированные упражнения: «Поезд», «Аты-баты» М.Ю. Картушиной, «Сорока-белобока», «Дождик» Н.В Чаморовой. При достаточном владении певческим дыханием артикуляция будет естественной и легкой, как в речи.
Не менее эффективно развивается речевое дыхание в игре. В работе с детьми я применяю следующие игры: «Осенние листочки» О. Кацер, развивающие игры с голосом (подражание звукам окружающего мира), «Ослик» С.А. Коротаева, «Бегемот», «Выдувание», речевая игра «Дождик», «Эхо» (автор Е.Ю. Смирнова).
Известно, что занятие пением, если они включают постановку певческого голоса, способствует физическому развитию детей, укреплению их здоровья. Задачу развития детского певческого голоса считаю одной из главных в своей работе.
Список литературы:
- Журнал «Музыкальный руководитель» № 1 2013 г. и №1 2014 г.
- Журнал «Музыкальная палитра» №5, 2019г.
- Музыкальная психология и психотерапия №6 (15) ноябрь- декабрь 2009 г.
- М.Ю. Картушина. Вокально- хоровая работа в детском саду 2010 г.
- Чаморова Н.В «Сорока- белобока». Любимые игровые песни 2006 г.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ