Осенний пейзаж

Конспект ООД в подготовительной логопедической группе
по художественно-эстетической
деятельности.

 

Автор –
Полякова Светлана Васильевна,
воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №22 «Семицветик»
городского округа Павловский Посад Московской области

 

 “Осенний пейзаж”

 

Тема: «Осенний пейзаж»
Техника: – рисование гуашью

Цель.
Развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции.


Задачи:

Рекламное сообщение     

Образовательные (обучающие):

  • продолжать знакомить детей с картинами живописцев (И. Левитан «Золотая осень»), посвященных осени.
  • формировать представления детей о «Золотой осени», учить передавать в рисунке тона и цвета, настроение «осени».
  • систематизировать и закреплять знания детей об осени, обогатить словарь словами «пейзаж», «пейзажист», «жанр», «живопись», «фон», «линия горизонта».

Развивающие задачи:

  • формировать умение детей аккуратно использовать краску при работе.
  • развивать творчество дошкольников в процессе создания осеннего пейзажа;
  • развивать творческое воображение, чувство композиции, эстетическое восприятие, цветовосприятие, фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук.
  • вызывать эмоциональный отклик на произведения поэзии, живописи, музыки и передавать настроение в рисунке.

Воспитательные задачи:

  • вызывать эмоциональный отклик на красоту осени, интерес к осенним явлениям природы, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе;
  • воспитывать любознательность, наблюдательность, стремление отражать свои впечатления в рисунке;
  • Воспитывать интерес к процессу рисования.

Интеграция образовательных областей: «художественно эстетическая деятельность», «музыкальное развитие», «познавательное развитие», «социально коммуникативное развитие».

Предварительная работа:

  • – беседа с детьми об осени и осенних явлениях;
  • – рассматривание картины;
  • – игры с дидактическим материалом;
  • – просмотр презентации;
  • – чтение стихотворений об осени;
  • – прослушивание музыки об осени;
  • – рисование на тему осень;
  • – наблюдение за деревьями во время прогулки.

  • Оборудование для ООД:
  • – листы А 4 (альбомные),
  • – баночки с водой,
  • – гуашь 5 цветов (зеленая, оранжевая, желтая, белая, красная)
  • – подносы,
  • – клеёнки,
  • – салфетки,
  • – простые карандаши;
  • – кисточки беличьи;
  • – репродукция картины  И. Левитана «Золотая осень»
  • – аудиозапись музыки П.И. Чайковского из альбома «Времена года. Октябрь»
  •  

Ход организованной образовательной деятельности

 Сегодня мы будем говорить с вами о таком времени года… а вот каком – вы скажите сами.   Во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа, словно отдавая нам жар своего сердца, вспыхивает в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном.

  • Какое же это время года? (ответы детей)
  • Правильно, это осень.
  • Ребята, а осень какая? Давайте назовем (дети называют прилагательные)
  • Сегодня наша группа стала еще краше, потому что ее украсила картина. Она нам знакома?

Приглашаю детей  к магнитной доске.

Обращаю внимание детей на доску с картиной
и даю возможность детям полюбоваться ею.

Ах, какая красота! Показываю на  картину И. Левитана

  • Кто вспомнит название этой картины,  и кто ее написал? (ответы детей)
  • Да, это картина Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».
  • Кто скажет, как называются картины, на которых изображена природа? (ответы детей)
  • Правильно, это пейзаж.
  • А как называют художников, которые их пишут? (ответы детей)
  • Верно, таких художников называют – пейзажисты.

Ребята, очень хочется очутиться внутри этой картины. Давайте попробуем в неё войти (закроем глазки и возьмемся за руки, перешагнем. Очутимся на поле) Мы стоим на берегу реки.  Посмотрите вокруг и скажите, что вы слышите: тихо или шумно сейчас у реки? (ответы детей)

  • Да, тихо, чуть-чуть набегает ветерок, но все равно очень спокойно.
  • Какое настроение у вас? (ответы детей)
  • А почему у вас такое настроение?
  • Какие цвета нас окружают? (ответы детей)
  • Верно, желтые, красные, оранжевые, бордовые.
  • А как эти краски можно еще назвать? (ответы детей)
  • Да, эти теплые краски создают у нас радостное настроение.
  • Ребята, здесь так красиво, что не хочется отсюда уходить. Каждый из вас нарисовал бы картину о золотой осени по-своему, каждый увидел в ней что-то свое.
  • Вероника, прочитает нам стихотворение.

Вероника Т.  Читает стихотворенье М. Ходяковой

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

  • Ребята, нам нужно выйти из картины, чтобы взять краски и нарисовать свою «Золотую осень». (Выходим из картины, закрываем глазки и перешагиваем). Предлагаю детям присесть на места. Преступить к рисованию. 

Показ техники рисования.

Рисование по образцу.

  • Ребята, давайте вспомним с чего мы начинаем. Делаем рисунок карандашом. Сначала нужно разделить небо и землю, то есть провести линию горизонта. Линия горизонта будет высокая, неба будет мало, а земли много. Это нам нужно для того, что бы показать всю красоту природы. Берем карандашик и делим лист на две неровные части (дети рисуют карандашом)
  • Александра, что рисуем дальше?
  • Нарисуем пригорок с левой стороны на котором будут расти деревья. Те деревья, которые, будут находится близко к нам – будут большие. Те, которые будут находиться далеко, будут маленькими. Сначала мы будем рисовать деревья которые находятся к нам близко (дети рисуют карандашом)
  • Дальше от деревьев будет протекать река (правее). Реку рисуем сверху в низ. Нарисуем линию и покажем направление реки. Река у самой линии горизонта будет узкая. Чем ближе к нижнему краю листа, тем река будет шире. Справа и слева рисуем кустарники. Они будут неровные – пышные. Вот мы с вами сделали рисунок карандашом. Теперь каждый из вас может нарисовать свою осень.

Физкультминутка «Листики»
под  фрагмент аудиозаписи «Времена года. Октябрь» П.И. Чайковского.

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим
Дети покачивают руками с листиками над головой.
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели
Руки вверху машут в разных направлениях.
И на землю снова сели.Приседают.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Встают, поднимают руки  покачивают ими.
Закружились, полетелиПовернулись вокруг себя.
И на землю тихо сели.Возвращаются на свои места.

 

Самостоятельная работа детей.

–       Приступаем к оживлению ваших пейзажей. Подумайте над своей картиной, какую осень вы нарисуете, какие цвета нужно подготовить. Самое главное, не забудьте, что вы рисуете осенний лес. Каждое дерево осень украсила по-разному. Значит, нужно подобрать такие краски, чтобы сразу было понятно, что художник Максим рисовал осень. 

  • Давайте вспомним с чего начинаем рисовать, правильно с фона.

Под аудиозапись П.И. Чайковского из альбома «Времена года. Октябрь»  дети приступают к работе. Обращаю внимание детей на характерную гамму окраски деревьев.
При необходимости оказываю помощь, напоминая технику выполнения.                   Прежде чем приступить к рисованию нужно подготовить наши пальчики, кто проведет пальчиковую гимнастику.

                   Пальчиковая гимнастика “Осенние листья”.

Раз, два, три, четыре, пять.        Загибают пальчики, начиная с большого.
Будем листья собирать.            Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.        “Шагают” пальчиками.

 

Анализ детских работ

  • Наша группа благодаря юным художникам-пейзажистам превратилась в выставочный зал (галерею). Приглашаю всех на экскурсию.
  • Перед нами работа художника (работа ребенка), он ее назвал (называет ребенок свою работу), а эта картина художницы (ребенка), какое название можно придумать……..
  • Ребята, в каком жанре нарисованы все ваши картины? (в «пейзаже»).
  • Посмотрите, у кого самая яркая осень получилась?
  • Самое темное, хмурое небо?
  • Самый пасмурный пейзаж?
  • Кто нарисовал много деревьев? Кто нарисовалсамое красивое дерево?
  • Получилось ли у нас передать образ осеннего пейзажа?
  • Сложно рисовать пейзаж? Почему?

Какие замечательные картины получились у всех!

  • Как назовем выставку? (предложения детей)
    Выполненные работы вывешиваем на доске.

 

Любите наш лес –
Богатство природы.
Он сказочный весь
В любую погоду!

 

Фото детей с рисунками на память!

 Список использованной литературы:

  1. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1». – М.: «Издательство Скрипторий 2007», 2016г.
  2. Комарова Т. С., А.В. Размыслова «Цвет в детском изобразительном творчестве» – М.: Педагогическое общество России, 2017г.
  3. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников: практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подвижная группы)». – М.: ВАКО, 2017г.
  4. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз – Дидактика», 2015г.
  5. Скоролуповой О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень». – М.: «Изд. Скрипторий 2006, 2015г.
  6. Фатеева А. «Рисуем без кисточки» – Ярославль. Академия развития. Академия Холдинг, 2016г.
  7. Журнал «Ребенок в детском саду» № 23 2002г, статья «Чудесный мир красок» С. Розовой.

золотая осень

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь