Конспект ООД в подготовительной логопедической группе
по художественно-эстетической
деятельности.
Автор –
Полякова Светлана Васильевна,
воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №22 «Семицветик»
городского округа Павловский Посад Московской области
“Осенний пейзаж”
Тема: «Осенний пейзаж»
Техника: – рисование гуашью
Цель.
Развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции.
Задачи:
Образовательные (обучающие):
- продолжать знакомить детей с картинами живописцев (И. Левитан «Золотая осень»), посвященных осени.
- формировать представления детей о «Золотой осени», учить передавать в рисунке тона и цвета, настроение «осени».
- систематизировать и закреплять знания детей об осени, обогатить словарь словами «пейзаж», «пейзажист», «жанр», «живопись», «фон», «линия горизонта».
Развивающие задачи:
- формировать умение детей аккуратно использовать краску при работе.
- развивать творчество дошкольников в процессе создания осеннего пейзажа;
- развивать творческое воображение, чувство композиции, эстетическое восприятие, цветовосприятие, фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук.
- вызывать эмоциональный отклик на произведения поэзии, живописи, музыки и передавать настроение в рисунке.
Воспитательные задачи:
- вызывать эмоциональный отклик на красоту осени, интерес к осенним явлениям природы, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе;
- воспитывать любознательность, наблюдательность, стремление отражать свои впечатления в рисунке;
- Воспитывать интерес к процессу рисования.
Интеграция образовательных областей: «художественно эстетическая деятельность», «музыкальное развитие», «познавательное развитие», «социально коммуникативное развитие».
Предварительная работа:
- – беседа с детьми об осени и осенних явлениях;
- – рассматривание картины;
- – игры с дидактическим материалом;
- – просмотр презентации;
- – чтение стихотворений об осени;
- – прослушивание музыки об осени;
- – рисование на тему осень;
- – наблюдение за деревьями во время прогулки.
Оборудование для ООД:
- – листы А 4 (альбомные),
- – баночки с водой,
- – гуашь 5 цветов (зеленая, оранжевая, желтая, белая, красная)
- – подносы,
- – клеёнки,
- – салфетки,
- – простые карандаши;
- – кисточки беличьи;
- – репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»
- – аудиозапись музыки П.И. Чайковского из альбома «Времена года. Октябрь»
Ход организованной образовательной деятельности
Сегодня мы будем говорить с вами о таком времени года… а вот каком – вы скажите сами. Во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа, словно отдавая нам жар своего сердца, вспыхивает в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном.
- Какое же это время года? (ответы детей)
- Правильно, это осень.
- Ребята, а осень какая? Давайте назовем (дети называют прилагательные)
- Сегодня наша группа стала еще краше, потому что ее украсила картина. Она нам знакома?
Приглашаю детей к магнитной доске.
Обращаю внимание детей на доску с картиной
и даю возможность детям полюбоваться ею.
Ах, какая красота! Показываю на картину И. Левитана
- Кто вспомнит название этой картины, и кто ее написал? (ответы детей)
- Да, это картина Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».
- Кто скажет, как называются картины, на которых изображена природа? (ответы детей)
- Правильно, это пейзаж.
- А как называют художников, которые их пишут? (ответы детей)
- Верно, таких художников называют – пейзажисты.
Ребята, очень хочется очутиться внутри этой картины. Давайте попробуем в неё войти (закроем глазки и возьмемся за руки, перешагнем. Очутимся на поле) Мы стоим на берегу реки. Посмотрите вокруг и скажите, что вы слышите: тихо или шумно сейчас у реки? (ответы детей)
- Да, тихо, чуть-чуть набегает ветерок, но все равно очень спокойно.
- Какое настроение у вас? (ответы детей)
- А почему у вас такое настроение?
- Какие цвета нас окружают? (ответы детей)
- Верно, желтые, красные, оранжевые, бордовые.
- А как эти краски можно еще назвать? (ответы детей)
- Да, эти теплые краски создают у нас радостное настроение.
- Ребята, здесь так красиво, что не хочется отсюда уходить. Каждый из вас нарисовал бы картину о золотой осени по-своему, каждый увидел в ней что-то свое.
- Вероника, прочитает нам стихотворение.
Вероника Т. Читает стихотворенье М. Ходяковой
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
- Ребята, нам нужно выйти из картины, чтобы взять краски и нарисовать свою «Золотую осень». (Выходим из картины, закрываем глазки и перешагиваем). Предлагаю детям присесть на места. Преступить к рисованию.
Показ техники рисования.
Рисование по образцу.
- Ребята, давайте вспомним с чего мы начинаем. Делаем рисунок карандашом. Сначала нужно разделить небо и землю, то есть провести линию горизонта. Линия горизонта будет высокая, неба будет мало, а земли много. Это нам нужно для того, что бы показать всю красоту природы. Берем карандашик и делим лист на две неровные части (дети рисуют карандашом)
- Александра, что рисуем дальше?
- Нарисуем пригорок с левой стороны на котором будут расти деревья. Те деревья, которые, будут находится близко к нам – будут большие. Те, которые будут находиться далеко, будут маленькими. Сначала мы будем рисовать деревья которые находятся к нам близко (дети рисуют карандашом)
- Дальше от деревьев будет протекать река (правее). Реку рисуем сверху в низ. Нарисуем линию и покажем направление реки. Река у самой линии горизонта будет узкая. Чем ближе к нижнему краю листа, тем река будет шире. Справа и слева рисуем кустарники. Они будут неровные – пышные. Вот мы с вами сделали рисунок карандашом. Теперь каждый из вас может нарисовать свою осень.
Физкультминутка «Листики»
под фрагмент аудиозаписи «Времена года. Октябрь» П.И. Чайковского.
Мы листики осенние, На ветках мы сидим |
Дети покачивают руками с листиками над головой. |
Дунул ветер – полетели Мы летели, мы летели |
Руки вверху машут в разных направлениях. |
И на землю снова сели. | Приседают. |
Ветер снова набежал И листочки все поднял |
Встают, поднимают руки покачивают ими. |
Закружились, полетели | Повернулись вокруг себя. |
И на землю тихо сели. | Возвращаются на свои места. |
Самостоятельная работа детей.
– Приступаем к оживлению ваших пейзажей. Подумайте над своей картиной, какую осень вы нарисуете, какие цвета нужно подготовить. Самое главное, не забудьте, что вы рисуете осенний лес. Каждое дерево осень украсила по-разному. Значит, нужно подобрать такие краски, чтобы сразу было понятно, что художник Максим рисовал осень.
- Давайте вспомним с чего начинаем рисовать, правильно с фона.
Под аудиозапись П.И. Чайковского из альбома «Времена года. Октябрь» дети приступают к работе. Обращаю внимание детей на характерную гамму окраски деревьев.
При необходимости оказываю помощь, напоминая технику выполнения. Прежде чем приступить к рисованию нужно подготовить наши пальчики, кто проведет пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика “Осенние листья”.
Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики, начиная с большого.
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. “Шагают” пальчиками.
Анализ детских работ
- Наша группа благодаря юным художникам-пейзажистам превратилась в выставочный зал (галерею). Приглашаю всех на экскурсию.
- Перед нами работа художника (работа ребенка), он ее назвал (называет ребенок свою работу), а эта картина художницы (ребенка), какое название можно придумать……..
- Ребята, в каком жанре нарисованы все ваши картины? (в «пейзаже»).
- Посмотрите, у кого самая яркая осень получилась?
- Самое темное, хмурое небо?
- Самый пасмурный пейзаж?
- Кто нарисовал много деревьев? Кто нарисовалсамое красивое дерево?
- Получилось ли у нас передать образ осеннего пейзажа?
- Сложно рисовать пейзаж? Почему?
Какие замечательные картины получились у всех!
- Как назовем выставку? (предложения детей)
Выполненные работы вывешиваем на доске.
Любите наш лес –
Богатство природы.
Он сказочный весь
В любую погоду!
Фото детей с рисунками на память!
Список использованной литературы:
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1». – М.: «Издательство Скрипторий 2007», 2016г.
- Комарова Т. С., А.В. Размыслова «Цвет в детском изобразительном творчестве» – М.: Педагогическое общество России, 2017г.
- Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников: практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подвижная группы)». – М.: ВАКО, 2017г.
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз – Дидактика», 2015г.
- Скоролуповой О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень». – М.: «Изд. Скрипторий 2006, 2015г.
- Фатеева А. «Рисуем без кисточки» – Ярославль. Академия развития. Академия Холдинг, 2016г.
- Журнал «Ребенок в детском саду» № 23 2002г, статья «Чудесный мир красок» С. Розовой.