Тончайшими способами влияния на юную душу являются, по моему мнению, слово и красота.
В. Сухомлинский
Салькова Ольга
Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или не ребенка? Как наказывать? Как поощрять? Это вопросы, которые волнуют и педагогов, и родителей.
Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает. Если вспомнить свои детские проступки, наказания за них и те чувства, которые тогда испытывали, то в этих воспоминаниях может оказаться огромное разнообразие чувств и переживаний: вина, раскаяние, беспокойство, замешательство, обида, унижение и др. А ведь именно от того, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность этого воспитательного рычага. Именно чувства наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло используемое нами наказание своей цели или нет. Чувства ребенка в момент наказания и после него, служат индикатором эффективности наказания.
Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение и в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей дошкольного возраста требует особого внимания взрослых, поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается положительными чувствами радости, гордости и т. п. Эти чувства возникают и без поощрения, они и являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок. Многочисленные психологические эксперименты, проведенные с детьми разного возраста, показали, что, чем меньше вознаграждение, тем сильнее изменения. Как ни парадоксально это звучит, но при минимальном вознаграждении, удовлетворенность от работы больше.
Например, очень часто родители малышей попадают в собственную ловушку, когда начинают приносить каждый вечер ребенку в детский сад обязательный подарок-поощрение за то, что малыш был без мамы и папы. Проходит немного времени, и вот уже ребенок, выбегая в раздевалку к родителям, первым делом интересуется тем, что же ему принесли. Подарок вытеснил радость от встречи с родителями.
Рассмотрим некоторые формы наказаний и их результативность:
Физические наказания достаточно популярны у отдельной части современных родителей, хотя они и понимают безопасность и вред этого способа взаимодействия на ребенка.
«Я по себе знаю, что, когда бьют, никакого раскаяния и тем более осознания своего проступка не испытываешь, скорее наоборот возникает внутренняя агрессия и желание сделать что-нибудь плохое»-делятся родители.
Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма эффективны: «Выпорол, и ребенок на время как шелковый». Но вся беда, что только на время, и только, пока страх господствует над ребенком. Пока малыш боится. Очень часто родители теряют рычаги управления в тот момент, когда ребенок перестает бояться.
Крик родителей дети дошкольного возраста воспринимают как наказание, как своеобразное словесное битье. Поэтому на вопрос «Как тебя наказывают?» можно услышать: «Ругают, очень сильно на меня кричат…»
Крик взрослого, направленный на маленького ребенка, не является безобидным сотрясением воздуха – это, по сути, битье ребенка словами.
Хочется отметить, что не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать дошкольника.
Исключительно чувствительны к словам девочки дошкольного возраста, поэтому хвалить и уж тем более ругать их надо, учитывая эту особенность. Результаты исследований нейрофизиологов и нейропсихологов показывают, что девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Для девочек очень значимо – кто их оценивает и как их оценивает. Для них очень важно быть хорошими в глазах взрослых, произвести впечатление. Мальчикам более важно, что оценивается в их поведении, в их деятельности. Мальчику обязательно нужно знать, что вызвало недовольство родителей для того, чтобы мысленно проиграть свои неправильные действия и не повторять их. У девочек отрицательная оценка значимого взрослого может вызвать эмоциональный срыв. Обида в этом случае захлестывает ребенка и не происходит осознания неправильных моментов своего поведения.
Поставить в угол, посадить на стул – эти формы наказания служат для временной изоляции нарушителей порядка и дисциплины. При применении таких штрафных санкций к детям дошкольного возраста необходимо учитывать возраст ребенка (количество минут удаления ребенка соразмерно возрасту ребенка и если ребенку 4 года, например, то удаление должно быть не более чем на 4 минуты). Необходимо также заранее оговорить с ребенком те нарушения, за которые будет вводиться штраф.
Частое «нельзя» создает одинаково неважную атмосферу для детей и взрослых, слыша только упреки, ребенок чувствует, что необязательно стараться вести себя лучше, плохое поведение надежнее привлекает полное внимание взрослого, следовательно, чтобы добиться его, нет нужды менять поведение. Кроме того, наказание часто не информативно: отругали, а как правильно поступить, все равно не знаю, тогда постараюсь в другой раз это сделать как можно незаметнее. Что делать?
- Сократить число «нельзя», тщательно продумывая, что пресекается. Запрещения должны быть очень редкими, но всегда неизменными. «Нельзя» то, что опасно для жизни.
- Параллельно увеличивать «можно». Для этого «не замечать» какое-то поведение; вводить альтернативу; предложить ребенку самому выбрать тип поведения. («Сам в ванну залезешь или тебя подсадить?). Похвала информативна: конкретное действие одобряется, ребенок быстро обучается.
Как наказания, так и поощрения не должны быть чрезмерны. Отмечается, что чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Важно помнить, поощрения для малышей должны быть небольшими, как и сам ребенок.
Положительное подкрепление своей деятельности со стороны взрослых необходимо детям для полноценного развития личности. В дошкольном возрасте отношение взрослого приобретает для ребенка особую важность. Ему нужно, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил его действия.