Организованная и самостоятельная театрализованная деятельность детей в развитии личности дошкольника

0
1629

Косолапова Ольга Александровна
воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 180»
г.о. Самара

 

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в среднем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, так как игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства. И не случайно самым популярным и привлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.

В нашей группе театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Ребята с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки

В чем же состоит актуальность театрализованной деятельности?

  • Манипулируя любым сказочным героем, ребёнок учится взаимодействовать с другими персонажами (с другими детьми), при этом развивается диалогическая речь.
  • Работа с куклой вызывает у ребенка массу противоречивых эмоций.
  • Тематика игр практически не ограничена и может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные).
  • Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
  • Насыщенная положительными эмоциями игра в кукольный театр позволяет обеспечить закрепление и автоматизацию усвоенных ранее навыков (речевых, эмоциональных) за счет мотивации их многократного повторения условиями актерской работы.
  • Воспитанию чувств посвящены многие произведения, написанные для детей, знакомство с которыми и вживание в образы героев  в процессе инсценировки формирует доброту, ответственность, сочувствие, жалость, чувство справедливости.
  • Дети хотят и любят играть в сказку, и это приносит им радость.
  • Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны.
  • Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи, что позволяет вовлечь ребенка в активную работу.

Организованное и самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением;

материалы в печатный сборник 

Игра в театр благотворно влияет на развитие образного мышления, творческого воображения, познавательной активности, внимания, памяти, переключаемости, мелкой моторики, чувства ритма, координации движения и прочее.

В своей работе мы используем следующие виды детской театрализованной деятельности, это:

  • инсценировка произведений или отрывка (действие по ролям);
  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • упражнения на образное перевоплощение;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • рассказывание произведения с использованием театра;
  • творческие игры;
  • введение игровых обучающих ситуаций с литературно – сказочными персонажами в непосредственно образовательную деятельность.

Для реализации этого вида детской деятельности для развития творческих способностей детей в нашей группе были созданы условия, то есть, изготовлены и приобретены в центр театрализации атрибуты к различным видам театров:

  • настольный кукольный театр:
  • конусный театр
  • театр игрушки
  • теневой театр
  • стендовый театр
  • фланелеграф, но на сегодня более актуально и более практично –
  • магнитный стендовый театр.
  • театр на руке: пальчиковый театр, варежковый, перчаточный театр, верховые куклы, куклы на ложках, бибабо
  • напольные куклы: марионетки.
  • театр «живой куклы»: Театр с «живой» рукой – у нас это платочный театр, театр масок. Представлен у нас разнообразными героями. Это петушок, ёж, воробей, лиса, заяц, цветок, дерево.

Если мы хотим ввести в самостоятельную деятельность детей и соответственно пополнить свой центр музыки и театрализации новым видом театра, например «теневым», который рекомендован детям в старшем возрасте, то обязательно показываем детям технологию работы с ним.

Использование литературно–сказочных персонажей в НОД вносит в процессы обучения игровой стержень, создаёт условия для слияния игровой и учебной деятельности, что повышает умственную активность детей.

У наших детей это персонажи любимых сказок: Маша, Медведь, Незнайка, Айболит, Чипполино.

Как же научить ребенка играть в совместные со взрослыми, а затем и самостоятельные театрализованные игры?

Нужно понимать, что приступать сразу к постановке кукольных спектаклей с включением детей глупо и нелепо, ведь спектакль не будет удачным до тех пор, пока ребенок не научится играть в нем и не станет получать удовольствие от самого действа.

Вначале мы, воспитатели, самостоятельно показываем детям спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуем его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправляем ребенка и, не задерживаясь, играем дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряем точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключаем по возможности детей к игре, они активно участвуют в диалоге с нами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры. Далее проводим небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как воспитатель водил персонажей, как говорил, действовал за них. И тут самое время предложить ребенку поиграть так же. Для упражнений можно использовать высказывания только что выступавших персонажей.

Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку, как мышка или как волк. Предложить ребенку сказать от имени мышки или волка. Можно подключить всех детей, устроить соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю – аплодисменты.

Затем можно предложить ребенку игры-имитации: психологи установили, что дошкольный возраст чрезвычайно благоприятный период для формирования продуктивного воображения, или проще говоря «придумывания нового». И если в этот период жизни упущены возможности для развития воображения, то позже восполнить их очень трудно.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Театр, сказка, положительные эмоции, ощущение праздника в душе – вот что делает наших детей добрыми и творческими людьми, будит фантазию и помогает реализовать свои способности.

Щедра ли природа на таланты?

Оказывается, природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности!

Напоследок хочу сказать – лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, их стремление постоянно узнавать что-то новое, быстрый изобретательный ум, умение быстро ориентироваться в любой ситуации.

Уважаемые коллеги! Я желаю успеха Вам и вашим воспитанникам!

 

 

 

ДО НОВОГО ГОДА ОСТАЛОСЬ…

[ujicountdown id=”New Year” expire=”2018/12/31 00:00″ hide=”true” url=”” subscr=”” recurring=”” rectype=”second” repeats=””]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь