Рубцова Марина Васильевна
Шугай Любовь Александровна
воспитатели
МАДОУ №74 г. Сыктывкар
Этно-квест – это познавательная и развлекательная игра в основе которой лежит знакомство с богатой историей, культурой и традициями коми народа. Все задачи объединены единым сюжетом и проходят в разных местах на территории детского сада. Во время прохождения квеста у детей появляется возможность узнать больше друг о друге и сплотиться как команда для решения интеллектуальных, творческих и поисковых задач различной сложности.
Этно-квест даёт участникам более глубокие знания о традициях, истории и образе жизни коми народа, поэтому он не просто «пустое» развлекательное мероприятие, а имеет глубокую патриотическую направленность.
Практическая значимость:
- повышение качества образовательного процесса по нравственно- патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности детей и педагогов;
- создание методической копилки по патриотическому воспитанию;
- формирование у детей интереса к жизни коми народа.
Реализация ФГОС:
- использование игровых ситуаций, способствующих на успешное решение целей и задач занятия, формированию у детей знаний о традициях, играх коми народа.
Цель:
- формирование личности дошкольника через знакомство с обычаями и традициями народа коми. Формирование ценностных отношений к малой Родине.
Задачи:
Предметные:
- повысить собственный профессиональный уровень;
- расширить и углубить представления о традициях и обычаях народов коми;
- прививать любовь к коми культуре, языку.
Личностные:
- способствовать воспитанию уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа;
- способствовать воспитанию интереса к истории края;
- способствовать воспитанию дружеских чувств, получать радость от своих успехов, результатов.
Метапредметные:
- создать условия для развития потенциальных и интеллектуальных способностей детей, творческого потенциала и становление субъективно – оценочного отношения к окружающей действительности;
- способствовать развитию и обогащению речи дошкольников, эрудиции и интеллекта;
- активизировать мыслительно – поисковую деятельность детей.
Предварительная работа:
- Беседа о о культурном наследии коми народа;
- Чтение коми сказок;
- Обыгрывание коми подвижных игр;
- Разучивание коми песен;
- Чтение энциклопедий по Республике Коми.
Место проведения:
Физкультурный, музыкальный зал украшены коми орнаментом, коми утварью.
Оборудование:
Костюмы, туесок, кроссворд, цветные карандаши, клубок ниток, 8 стоек. 2 бревна, 2 скамейки.
1 – для общего построения, здесь же приготовлено для Корт – Айка (Железный человек).
2 – Пера – Богатырь.
3 – Юрка – богатырь.
Участники:
Ведущая в коми национальном костюме, Корт – Айка, Пера – Богатырь, Юрка – Богатырь, Зарань, Ёма – Баба.
Ход квеста:
Воспитатель: Видза оланныд, дона челядь! Что в переводе с коми языка означает – «Здравствуйте, дорогие ребята!» я не случайно с вами поздоровалась на коми языке. Ведь мы с вами живём в республике.
Дети: Республике Коми.
Воспитатель:
-Могучие горы Урала
И Коми родная земля,
Где Парма такая большая
Хранит все секреты, любя.
Таится тут множество сказок
Века, поколенья идут.
Из бабушкиных рассказов
Нам горы легенды несут.
Мы Родину малую любим
И с нею душою всегда.
Мы коми, мы севера люди,
Живём, пока Парма жива. (Марина Самар)
(Ёма – Баба вбегает с волшебным туесом)
Ёма – Баба: Вот, я украла туесок, но не простой, а волшебный. Что же в нём? Вот я его открою и превращу всех в ужасных, уродливых лягушек и пиявок. Сейчас я его открою. (Пытается открыть туес)
Ёма – Баба: Почему же он не открывается? Ну, конечно, он же волшебный, нужно произнести заклинание:
Чикили – Микили,
Конарье – Натарье,
Вильс – Вальс,
Гулю! Тэ и Восьт! (туес не открывается)
Ёма – Баба: Что же нужно сделать, чтобы этот туес открылся и заколдовать всех?
(выходит Зарань, Ёма – Баба прячет туесок за спиной)
Зарань: Видза оланныд, дона челядь! Здравствуйте. Дети! Я – Зарань, дочь солнца.
Родилась я в Коми крае –
Это родина моя.
Лучше края я не знаю,
Всех дороже мне она.
Дети: Здравствуйте!
Зарань: Я хотела принести вам волшебный туесок, но он куда – то подевался. Вы случайно его не видали?
Дети: Туесок забрала Ёма – Баба.
Зарань: Ах, вот в чём дело, зачем же ты украла мой туесок?
Ёма – Баба: Я хотела узнать, что в нём, а потом заколдовать, всех детей. Я его не отдам, он теперь мой.
Зарань: Ну. Хорошо, только ты туесок всё равно открыть не сможешь.
Ёма – Баба: Это ёще почему?
Зарань: Потому что этот туесок открывается и творит чудеса только для добрых людей! (Ёма – Баба отдаёт туес)
Ёма -Баба: Тогда, Зарань, открой его! (Зарань пытается открыть туес, но не получается)
Ёма – Баба: А почему теперь туесок не открывается?
Зарань: Наверное, моих добрых дел мало, чтобы открыть его.
Ёма – Баба: Ну, тогда попробуем по- другому
Зарань: Это как же?
Ёма – Баба: (обращается к туесу) Я стану доброй, и больше не буду никого обижать и заколдовывать. Ну, пожалуйста, откройся мне очень интересно, что там спрятано? (снова пытается открыть)
Зарань: Всё равно мало доброй силы, чтобы открыть туесок. Нам понадобиться помощь. Ребята, вы поможете нам?
Дети: Да.
Воспитатель: Мы с вами, отправимся в путешествие по коми земле, чтобы найти то, что поможет открыть туесок. Это дело опасное, чтобы не потеряться мы должны помогать и охранять друг друга.
Воспитатель: Но сначала ответь мне – все готовы, все здоровы, никто не боится. (Разминка, для всех детей: «Ворса» – Леший))
– По тропинке Ворса шёл (ходьба на месте)
На полянке гриб нашёл. (наклон)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (приседания)
Ворса охает – устал
От того, что приседал.
Ворса сладко потянулся (потягивания – руки вверх),
А потом вперёд нагнулся
До земли он дотянулся (наклоны вперёд)
Повернулся влево, вправо (повороты вправо, влево)
Вот и славно! (показывают класс)
Ворса выполнил разминку
И уселся на тропинку. (дети приседают)
Зарань: Давным – давно, повелось у коми народа, что после трудового дня, когда солнышко садится, собирались люди, чтобы песни попеть, хороводы поводить, по шутить, посмеяться, добрым словом помолвиться. В народе говорят: кончил дело – гуляй смело. На такие посиделки люди брали с собой рукоделие: кто – то вязал, вышивал, перематывал нитки, прялки.
Воспитатель: Это что же за нить тянется, откуда она. (воспитатель берёт клубок наматывает нить на клубок и по подают в гости к Корт – Айке (железный человек)
Станция: «Красная горка»
Корт – Айка: Вы зачем сюда пожаловали? Никого не пущу, не будет вам праздника, моя это гора.
Зарань: Кто ты такой? Почему кричишь?
Корт – Айка: Отгадайте мою загадку. Узнаете, кто я, тогда буду с вами разговаривать. Одежда из железа, на голове шапка из железа, через Эжву протянул железную цепь, которую сам сковал. Изба из железа, лук и стрелы железные, сильный я колдун.
Дети: Корт – Айка – железный человек, никому проходу не даёшь, занимаешься разбоем и грабежом.
Корт – Айка: Узнали меня, молодцы. Зачем сюда пожаловали?
Зарань: Посмотреть, как народ отдыхает после трудового дня, а ты нас не пускаешь.
Корт – Айка: Какой праздник проходит на этой горе?
Дети: Праздник Солнца!
Зарань: Праздник Солнца, точнее его обновление. Люди, собравшиеся на холме – горке, закликали: «Ярмиле слава! Здравствуй красное Солнце!» Произносилось заклинание на погоду, на обильный урожай. Песни – веснянки славили Ярмилу – бога Солнца, приход тепла, зарождение новой жизни – будущих плодов природы. Народ собирался ещё затемно, а на рассвете произносились заклинания.
Корт – Айка: Я слышал люди по – другому говорили.
Дети: «Красная горка»
Ёма – Баба: «Красная» означает «светлая, красивая» Весна начинается с тёплого солнышка и таяния снега. И первыми «открываются» возвышенности, то есть пригорки. «Красная» (красивая уже начавшая зеленеть) горка. Именно эти возвышенности прогревшиеся и просохшие после схода снега и отступающего половодья наиболее пригодны для массовых гуляний.
Зарань: Готовились к красной горке всерьёз и основательно, заранее приглашались гости, накрывались праздничные столы – жарились яичницы, пеклись караваи в форме круга «символ Солнца». Молодёжь одевала лучшие, самые нарядные одежды.
Корт – Айка: Задобрить меня хотите, рассказав о празднике. Ничего у вас не выйдет.
Ёма – Баба: Корт – Айка не злись, уступи. Посмотри, какие дети добрые, хорошие, они мне помогают открыть вот этот туесок.
Корт – Айка: Уступлю, если вы, справитесь с моим заданием. Впишите в клетки кроссворда названия предметов одежды и обуви, которую люди из Коми Республики одевали на праздники.
(Дети отгадывают кроссворд: «Национальный костюм»)
По горизонтали:
1.Днём как обруч,
Ночью как уж. (Пояс – Вэнь(коми)
2.Я на плечиках держусь,
Повернёшься – я кружусь. (Сарафан – Сарапан (коми)
3.Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие как братья,
Мы шкурку гладкую несём,
Похожи на котят мы. (Пимы – Пими (коми)
4.Дуйся не дуйся,
Через голову суйся,
Попляши
День – деньской
И пойдёшь на покой. (Рубашка мужская – мужик дэрым(коми)
По вертикали:
- Из липы свито
Дырявое корыто,
По дороге идет,
Клетки кладет. (Лапти берестяные – сюмӧд лапти(коми)
6.Я на поясе держусь,
Я на кухне пригожусь. (Фартук – Водздэра (коми)
7.В чум зайдёт
По одному отверстию,
А выходит по трём. (Малица – Малича(коми)
8.По дороге я шёл,
Две дороги нашёл.
По обоим пошёл
Да в обе вошёл. (Штаны мужские – Гач(коми)
Корт – Айка: Удивили вы меня, всё вы знаете и за это я вам дам две буквы (Д, Р), которые помогут открыть туесок.
Воспитатель: Идём, дальше за нитью, куда она нас приведёт? (наматывая на клубок нить, попадаем в гости к Пере – Богатырю)
(слышится голос: «Встал Пера – богатырь, надел тёплый совик (одежда из звериных шкур шерстью наружу, с капюшоном), взял лук со стрелами, привязал покрепче свои трёхсаженные лыжи и пошёл в лес. Из избушки выходит Пера – Богатырь)
Станция «Зарни Сюр»
Зарань: Ребята, вы догадались, кого мы с вами встретили?
Дети: Пера – Богатырь.
Зарань: Куда путь держишь Пера – Богатырь?
Пера – Богатырь: Иду в тундру к оленеводам на праздник «Зарни Сюр»- «Золотой рог». Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту праздника, где проходит состязание оленеводов: бег, метание аркана и топориков, прыжки через нарты, стрельба из винтовки, борьба, гонки на оленьих упряжках.
Пера – Богатырь: Оленей у меня нет, но есть лыжи, но они не простые. Как называются?
Дети: Лампы.
Пера – Богатырь: Снизу на лампы наклеивали оленью шкуру, чтобы они неслись быстрее и не скатывались вниз. Лыжи- это не олени. Ими управлять я не умею. Посмотрим, кто быстрее оленеводы на оленях или я на лыжах.
Ёма – Баба: Самое зрелищное на этом празднике – это состязание – гонки на оленях. Оленеводы всегда одеты в богато расшитые национальным орнаментом малицы. Олени тоже наряжены. К их шеям привязаны колокольчики, упряжки и уздечки украшены лентами и искусственными цветами
Ёма – Баба: Пера – Богатырь наши ребята умеют управлять оленями, они тебя научат.
Игра – соревнование: «Оленьи упряжки»
Инструкция: Играющие стоят по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра(оленевод) По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы (стойки), перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику, доехав до стойбища (до противоположной стороны площадки) возвращаются обратно.
Пера – Богатырь: Спасибо ребята научили меня управлять оленями. Поспешу на праздник. За помощь дам буквы (У, Ж)
Зарань: Праздник «Зарни Сюр», проходит весело, местные артисты поют песни и частушки, дети участвуют в играх. Проходит «парад пим и малиц»
Воспитатель: Нам пора. Идём дальше за нитью, куда она нас приведёт.
(наматывая на клубок нить, встречается Юрка – Богатырь, на экране деревня на лугу танцует народ в коми костюмах, поют песни, играет гармошка, мужчины на лошадях).
Станция «Луд»
Юрка – Богатырь: Зачем пожаловали в мои угодья
Зарань: Нас к тебе клубок привёл. Кто ты таков?
Юрка – Богатырь: Про меня так говорят: «Понадобится, скажем, в лес по дрова, возьмёт он свой большущий топор, вырубит шестивершковую сухостойную конду во всю длину дерева, положит на плечо, несёт домой.
Дети: Юрка – Богатырь.
Ёма – Баба: Почему так весело?
Юрка – Богатырь: Проходит праздник «Луд», в переводе с коми «Луг». Чтобы попасть на наш праздник нужно пройти через «Ижемские ворота» и расходились по лугу. Перед началом праздника молодые всадники прогоняли табун лошадей по лугу. Для чего они это делают?
Дети: Готовили площадку для гулянья.
Юрка – Богатырь: Время проведения праздника «Луд» – с вечера до восхода солнца, этот праздник являлся обрядом, в котором участвовало всё население. На праздник приезжали со всех сёл и деревень показать свою удоль, продать товар.
Юрка – Богатырь: После гулянья, что дарили всем гостям?
Дети: Дарили ростки черёмухи, как гостинец с исторической родины.
Зарань: Участники праздника привозили собой горсточку земли, смешивали, распределяли по горшочкам. Затем в горшочки рассаживали росточки черёмухи. Их полива водой, привезенной на гуляние из сёл, смешивая в одной ёмкости.
Юрка – Богатырь: Когда заканчивался праздник?
Дети: Когда поднималось солнце.
Зарань: Встреча солнца – это начало рабочего дня, начала лета. Именно в этот момент запевалы обращаются к солнцу, исполняют заклички восхваляющие солнце. Ведь солнце несёт нам радость, теплоту самой жизни. А наступивший новый день приветствует период сенокосных работ, поэтому старались веселиться от души, отдохнуть и набраться сил к предстоящим работам.
Юрка – Богатырь: Участники праздника ходили босиком по утренней росе и исполняли заключительный общий танец, луговых гуляний. Хорошие вы ребята, дружные, много знаете.
Ёма – Баба: Юрка – Богатырь помоги нам открыть туес.
Юрка – Богатырь: Помогу, если справитесь с моим заданием. На празднике «Луд» народ устраивал ярмарку, предлагали разные изделия, которые мастерили сами. Нужно найти и раскрасить десять названий домашней утвари.
М | Т | У | Е | С | П | И | М | Л | А | Т | К | А | М | Я |
В | Е | Р | Е | Т | Е | Н | О | Ю | Ю | К | А | Д | К | А |
Х | Ч | У | Г | У | Н | О | К | В | С | Т | У | П | А | С |
У | Х | В | А | Т | С | Н | А | Б | Е | Р | У | Ш | К | А |
П | Р | Я | Л | К | А | И | П | Е | С | Т | Е | Р | Ь | А |
Юрка – Богатырь: Справились с заданием дам я вам подарок две буквы (Б, А), которые помогут вам открыть туесок.
Дети: Спасибо.
Воспитатель: Продолжаем путь. Идём, дальше за нитью, куда она нас приведёт? (наматывая на клубок нить, возвращаемся в детский сад)
Зарань: Вот видишь Ёма – Баба, сколько добрых дел мы сегодня вместе сделали.
Ёма – Баба: Ищите добро дома, да ещё рядом поищите.
Воспитатель: Добро! Что такое добро? Давайте составим буквы, что получилось?
Дети: Дружба.
Зарань: Правильно, добро – это же и дружба! Наша дружба, и всех, кто живёт в нашем городе и в нашей республике.
Воспитатель:
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И в ответ не требует награды.
Ёма – Баба: Ну, а теперь, может, откроем туесок и посмотрим, что же в нём? (Ещё раз пытаются открыть, туес открывается)
Зарань: Вот теперь всё в порядке, наш туесок открылся. А здесь, оказывается, всем подарки.
Ёма – Баба: До свидания!
Зарань: Аддзасьлытэдз! (До свидания)
ДО НОВОГО ГОДА ОСТАЛОСЬ…
[ujicountdown id=”New Year” expire=”2018/12/31 00:00″ hide=”true” url=”” subscr=”” recurring=”” rectype=”second” repeats=””]