Краеведческий квест “Традиции Коми народа”

0
109

Рубцова Марина Васильевна
Шугай Любовь Александровна
воспитатели
МАДОУ №74 г. Сыктывкар

Этно-квест – это познавательная и развлекательная игра в основе которой лежит знакомство с богатой историей, культурой и традициями коми народа. Все задачи объединены единым сюжетом и проходят в разных местах на территории детского сада. Во время прохождения квеста у детей появляется возможность узнать больше друг о друге и сплотиться как команда для решения интеллектуальных, творческих и поисковых задач различной сложности.

Этно-квест даёт участникам более глубокие знания о традициях, истории и образе жизни коми народа, поэтому он не просто «пустое» развлекательное мероприятие, а имеет глубокую патриотическую направленность.

Практическая значимость:

  • повышение качества образовательного процесса по нравственно- патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности детей и педагогов;
  • создание методической копилки по патриотическому воспитанию;
  • формирование у детей интереса к жизни коми народа.

Реализация ФГОС:

  • использование игровых ситуаций, способствующих на успешное решение целей и задач занятия, формированию у детей знаний о традициях, играх коми народа.

Цель:

  • формирование личности дошкольника через знакомство с обычаями и традициями народа коми. Формирование ценностных отношений к малой Родине.

Задачи:

Предметные:

  • повысить собственный профессиональный уровень;
  • расширить и углубить представления о традициях и обычаях народов коми;
  • прививать любовь к коми культуре, языку.

Личностные:

  • способствовать воспитанию уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа;
  • способствовать воспитанию интереса к истории края;
  • способствовать воспитанию дружеских чувств, получать радость от своих успехов, результатов.

Метапредметные:

  • создать условия для развития потенциальных и интеллектуальных способностей детей, творческого потенциала и становление субъективно – оценочного отношения к окружающей действительности;
  • способствовать развитию и обогащению речи дошкольников, эрудиции и интеллекта;
  • активизировать мыслительно – поисковую деятельность детей.

Предварительная работа:

  • Беседа о о культурном наследии коми народа;
  • Чтение коми сказок;
  • Обыгрывание коми подвижных игр;
  • Разучивание коми песен;
  • Чтение энциклопедий по Республике Коми.

Место проведения:

Физкультурный, музыкальный зал украшены коми орнаментом, коми утварью.
Оборудование: 

Костюмы, туесок, кроссворд, цветные карандаши, клубок ниток, 8 стоек. 2 бревна, 2 скамейки.

1 – для общего построения, здесь же приготовлено для Корт – Айка (Железный человек).

2 – Пера – Богатырь.

3 – Юрка – богатырь.

Участники:

 Ведущая в коми национальном костюме, Корт – Айка, Пера – Богатырь, Юрка – Богатырь, Зарань, Ёма – Баба.

Ход квеста:

Воспитатель: Видза оланныд, дона челядь! Что в переводе с коми языка означает – «Здравствуйте, дорогие ребята!» я не случайно с вами поздоровалась на коми языке. Ведь мы с вами живём в республике.

Дети: Республике Коми.

Воспитатель:

-Могучие горы Урала

И Коми родная земля,

Где Парма такая большая

Хранит все секреты, любя.

Таится тут множество сказок

Века, поколенья идут.

Из бабушкиных рассказов

Нам горы легенды несут.

Мы Родину малую любим

И с нею душою всегда.

Мы коми, мы севера люди,

Живём, пока Парма жива.  (Марина Самар)

(Ёма – Баба вбегает с волшебным туесом)

Ёма – Баба: Вот, я украла туесок, но не простой, а волшебный. Что же в нём? Вот я его открою и превращу всех в ужасных, уродливых лягушек и пиявок. Сейчас я его открою.  (Пытается открыть туес)

Ёма – Баба: Почему же он не открывается? Ну, конечно, он же волшебный, нужно произнести заклинание:

Чикили – Микили,

Конарье – Натарье,

Вильс – Вальс,

Гулю! Тэ и Восьт!   (туес не открывается)

Ёма – Баба: Что же нужно сделать, чтобы этот туес открылся и заколдовать всех?

(выходит Зарань, Ёма – Баба прячет туесок за спиной)

Зарань: Видза оланныд, дона челядь! Здравствуйте. Дети! Я – Зарань, дочь солнца.

Родилась я в Коми крае –

Это родина моя.

Лучше края я не знаю,

Всех дороже мне она.

Дети: Здравствуйте!

Зарань: Я хотела принести вам волшебный туесок, но он куда – то подевался. Вы случайно его не видали?

Дети: Туесок забрала Ёма – Баба.

Зарань: Ах, вот в чём дело, зачем же ты украла мой туесок?

Ёма – Баба: Я хотела узнать, что в нём, а потом заколдовать, всех детей. Я его не отдам, он теперь мой.

Зарань: Ну. Хорошо, только ты туесок всё равно открыть не сможешь.

Ёма – Баба: Это ёще почему?

Зарань: Потому что этот туесок открывается и творит чудеса только для добрых людей! (Ёма – Баба отдаёт туес)

Ёма -Баба: Тогда, Зарань, открой его! (Зарань пытается открыть туес, но не получается)

Ёма – Баба: А почему теперь туесок не открывается?

Зарань: Наверное, моих добрых дел мало, чтобы открыть его.

Ёма – Баба: Ну, тогда попробуем по- другому

Зарань: Это как же?

Ёма – Баба: (обращается к туесу) Я стану доброй, и больше не буду никого обижать и заколдовывать. Ну, пожалуйста, откройся мне очень интересно, что там спрятано? (снова пытается открыть)

Зарань: Всё равно мало доброй силы, чтобы открыть туесок. Нам понадобиться помощь. Ребята, вы поможете нам?

Дети: Да.

Воспитатель: Мы с вами, отправимся в путешествие по коми земле, чтобы найти то, что поможет открыть туесок. Это дело опасное, чтобы не потеряться мы должны помогать и охранять друг друга.

Воспитатель: Но сначала ответь мне – все готовы, все здоровы, никто не боится.  (Разминка, для всех детей: «Ворса» – Леший))

– По тропинке Ворса шёл (ходьба на месте)

На полянке гриб нашёл.  (наклон)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок.  (приседания)

Ворса охает –  устал

От того, что приседал.

Ворса сладко потянулся (потягивания – руки вверх),

А потом вперёд нагнулся

До земли он дотянулся (наклоны вперёд)

Повернулся влево, вправо (повороты вправо, влево)

Вот и славно!  (показывают класс)

Ворса выполнил разминку

И уселся на тропинку. (дети приседают)

Зарань: Давным – давно, повелось у коми народа, что после трудового дня, когда солнышко садится, собирались люди, чтобы песни попеть, хороводы поводить, по шутить, посмеяться, добрым словом помолвиться. В народе говорят: кончил дело – гуляй смело. На такие посиделки люди брали с собой рукоделие: кто – то вязал, вышивал, перематывал нитки, прялки.

Воспитатель: Это что же за нить тянется, откуда она.  (воспитатель берёт клубок наматывает нить на клубок и по подают в гости к Корт – Айке (железный человек)

Станция: «Красная горка»

Корт – Айка: Вы зачем сюда пожаловали? Никого не пущу, не будет вам праздника, моя это гора.

Зарань: Кто ты такой? Почему кричишь?

Корт – Айка: Отгадайте мою загадку. Узнаете, кто я, тогда буду с вами разговаривать. Одежда из железа, на голове шапка из железа, через Эжву протянул железную цепь, которую сам сковал. Изба из железа, лук и стрелы железные, сильный я колдун.

Дети: Корт – Айка – железный человек, никому проходу не даёшь, занимаешься разбоем и грабежом.

Корт – Айка: Узнали меня, молодцы. Зачем сюда пожаловали?

Зарань: Посмотреть, как народ отдыхает после трудового дня, а ты нас не пускаешь.

Корт – Айка: Какой праздник проходит на этой горе?

Дети: Праздник Солнца!

Зарань: Праздник Солнца, точнее его обновление. Люди, собравшиеся на холме – горке, закликали: «Ярмиле слава! Здравствуй красное Солнце!» Произносилось заклинание на погоду, на обильный урожай. Песни – веснянки славили Ярмилу – бога Солнца, приход тепла, зарождение новой жизни – будущих плодов природы. Народ собирался ещё затемно, а на рассвете произносились заклинания.

Корт – Айка: Я слышал люди по – другому говорили.

Дети: «Красная горка»

Ёма – Баба: «Красная» означает «светлая, красивая» Весна начинается с тёплого солнышка и таяния снега. И первыми «открываются» возвышенности, то есть пригорки.  «Красная» (красивая уже начавшая зеленеть) горка. Именно эти возвышенности прогревшиеся и просохшие после схода снега и отступающего половодья наиболее пригодны для массовых гуляний. 

Зарань: Готовились к красной горке всерьёз и основательно, заранее приглашались гости, накрывались праздничные столы – жарились яичницы, пеклись караваи в форме круга «символ Солнца». Молодёжь одевала лучшие, самые нарядные одежды.

Корт – Айка: Задобрить меня хотите, рассказав о празднике. Ничего у вас не выйдет.

Ёма – Баба: Корт – Айка не злись, уступи. Посмотри, какие дети добрые, хорошие, они мне помогают открыть вот этот туесок.

Корт – Айка: Уступлю, если вы, справитесь с моим заданием. Впишите в клетки кроссворда названия предметов одежды и обуви, которую люди из Коми Республики одевали на праздники.

(Дети отгадывают кроссворд: «Национальный костюм»)

По горизонтали:

1.Днём как обруч,

Ночью как уж. (Пояс – Вэнь(коми)

2.Я на плечиках держусь,

Повернёшься – я кружусь.  (Сарафан – Сарапан (коми)

3.Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие как братья,

Мы шкурку гладкую несём,

Похожи на котят мы.   (Пимы – Пими (коми)

4.Дуйся не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши

День – деньской

И пойдёшь на покой.   (Рубашка мужская – мужик дэрым(коми)

По вертикали:

  1. Из липы свито

Дырявое корыто,

По дороге идет,

Клетки кладет.  (Лапти берестяные – сюмӧд лапти(коми)

6.Я на поясе держусь,

Я на кухне пригожусь. (Фартук – Водздэра (коми)

7.В чум зайдёт

По одному отверстию,

А выходит по трём.  (Малица – Малича(коми)

8.По дороге я шёл,

Две дороги нашёл.

По обоим пошёл

Да в обе вошёл.  (Штаны мужские – Гач(коми)

Корт – Айка: Удивили вы меня, всё вы знаете и за это я вам дам две буквы (Д, Р), которые помогут открыть туесок.

Воспитатель: Идём, дальше за нитью, куда она нас приведёт?  (наматывая на клубок нить, попадаем в гости к Пере – Богатырю)

(слышится голос: «Встал Пера – богатырь, надел тёплый совик (одежда из звериных шкур шерстью наружу, с капюшоном), взял лук со стрелами, привязал покрепче свои трёхсаженные лыжи и пошёл в лес. Из избушки выходит Пера – Богатырь)

Станция «Зарни Сюр»

Зарань: Ребята, вы догадались, кого мы с вами встретили?

Дети: Пера – Богатырь.

Зарань: Куда путь держишь Пера – Богатырь?

Пера – Богатырь: Иду в тундру к оленеводам на праздник «Зарни Сюр»- «Золотой рог». Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту праздника, где проходит состязание оленеводов: бег, метание аркана и топориков, прыжки через нарты, стрельба из винтовки, борьба, гонки на оленьих упряжках.

Пера – Богатырь: Оленей у меня нет, но есть лыжи, но они не простые. Как называются?

Дети: Лампы.

Пера – Богатырь: Снизу на лампы наклеивали оленью шкуру, чтобы они неслись быстрее и не скатывались вниз. Лыжи- это не олени. Ими управлять я не умею.  Посмотрим, кто быстрее оленеводы на оленях или я на лыжах.

Ёма – Баба: Самое зрелищное на этом празднике – это состязание – гонки на оленях.  Оленеводы всегда одеты в богато расшитые национальным орнаментом малицы. Олени тоже наряжены. К их шеям привязаны колокольчики, упряжки и уздечки украшены лентами и искусственными цветами

Ёма – Баба: Пера – Богатырь наши ребята умеют управлять оленями, они тебя научат.

Игра – соревнование: «Оленьи упряжки»

Инструкция: Играющие стоят по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра(оленевод) По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы (стойки), перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику, доехав до стойбища (до противоположной стороны площадки) возвращаются обратно.

Пера – Богатырь: Спасибо ребята научили меня управлять оленями.  Поспешу на праздник. За помощь дам буквы (У, Ж)

Зарань: Праздник «Зарни Сюр», проходит весело, местные артисты поют песни и частушки, дети участвуют в играх. Проходит «парад пим и малиц»

Воспитатель: Нам пора. Идём дальше за нитью, куда она нас приведёт.

 (наматывая на клубок нить, встречается   Юрка – Богатырь, на экране деревня на лугу танцует народ в коми костюмах, поют песни, играет гармошка, мужчины на лошадях).

Станция «Луд»

Юрка – Богатырь: Зачем пожаловали в мои угодья

Зарань: Нас к тебе клубок привёл. Кто ты таков?

Юрка – Богатырь: Про меня так говорят: «Понадобится, скажем, в лес по дрова, возьмёт он свой большущий топор, вырубит шестивершковую сухостойную конду во всю длину дерева, положит на плечо, несёт домой.

Дети: Юрка – Богатырь.

Ёма – Баба: Почему так весело?

Юрка – Богатырь: Проходит праздник «Луд», в переводе с коми «Луг». Чтобы попасть на наш праздник нужно пройти через «Ижемские ворота» и расходились по лугу. Перед началом праздника молодые всадники прогоняли табун лошадей по лугу. Для чего они это делают?

Дети: Готовили площадку для гулянья.

Юрка – Богатырь: Время проведения праздника «Луд» – с вечера до восхода солнца, этот праздник являлся обрядом, в котором участвовало всё население. На праздник приезжали со всех сёл и деревень показать свою удоль, продать товар.

Юрка – Богатырь: После гулянья, что дарили всем гостям?

Дети: Дарили ростки черёмухи, как гостинец с исторической родины.

Зарань: Участники праздника привозили собой горсточку земли, смешивали, распределяли по горшочкам. Затем в горшочки рассаживали росточки черёмухи. Их полива водой, привезенной на гуляние из сёл, смешивая в одной ёмкости.

Юрка – Богатырь: Когда заканчивался праздник?

Дети: Когда поднималось солнце.

Зарань: Встреча солнца – это начало рабочего дня, начала лета. Именно в этот момент запевалы обращаются к солнцу, исполняют заклички восхваляющие солнце. Ведь солнце несёт нам радость, теплоту самой жизни. А наступивший новый день приветствует период сенокосных работ, поэтому старались веселиться от души, отдохнуть и набраться сил к предстоящим работам.

Юрка – Богатырь: Участники праздника ходили босиком по утренней росе и исполняли заключительный общий танец, луговых гуляний. Хорошие вы ребята, дружные, много знаете.

Ёма – Баба: Юрка – Богатырь помоги нам открыть туес.

Юрка – Богатырь: Помогу, если справитесь с моим заданием. На празднике «Луд» народ устраивал ярмарку, предлагали разные изделия, которые мастерили сами. Нужно найти и раскрасить десять названий домашней утвари.

М Т У Е С П И М Л А Т К А М Я
В Е Р Е Т Е Н О Ю Ю К А Д К А
Х Ч У Г У Н О К В С Т У П А С
У Х В А Т С Н А Б Е Р У Ш К А
П Р Я Л К А И П Е С Т Е Р Ь А

Юрка – Богатырь: Справились с заданием дам я вам подарок две буквы (Б, А), которые помогут вам открыть туесок.

Дети: Спасибо.

Воспитатель: Продолжаем путь.  Идём, дальше за нитью, куда она нас приведёт?  (наматывая на клубок нить, возвращаемся в детский сад)

Зарань: Вот видишь Ёма – Баба, сколько добрых дел мы сегодня вместе сделали.

Ёма – Баба: Ищите добро дома, да ещё рядом поищите.

Воспитатель: Добро!  Что такое добро? Давайте составим буквы, что получилось?

Дети: Дружба.

Зарань: Правильно, добро – это же и дружба! Наша дружба, и всех, кто живёт в нашем городе и в нашей республике.

Воспитатель:

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И в ответ не требует награды.

Ёма – Баба: Ну, а теперь, может, откроем туесок и посмотрим, что же в нём? (Ещё раз пытаются открыть, туес открывается)

Зарань: Вот теперь всё в порядке, наш туесок открылся. А здесь, оказывается, всем подарки.

Ёма – Баба: До свидания!

Зарань: Аддзасьлытэдз! (До свидания)

 

 

 

ДО НОВОГО ГОДА ОСТАЛОСЬ…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь