Ермакова Елена Евгеньевна
учитель-дефектолог, педагог-наставник
Кукушкина Екатерина Федоровна
учитель-дефектолог, молодой специалист
МБУ детский сад № 5 «Филиппок»
г.о. Тольятти
Материалы участников Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное саморазвитие педагога»
название – ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ДЛЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА – ДЕФЕКТОЛОГА
СЕКЦИЯ – 9. Педагогические инновации в дошкольном образовании
В настоящее время в дошкольных учреждениях стоит проблема нехватки компетентных, творческих специалистов, которые могли бы быстро включиться в педагогический процесс с детьми с нарушениями зрения. От молодых специалистов требуется быстрое вступление в профессию, выполнение тех же обязанностей, что педагоги – стажисты. Помочь вступлению в трудовую деятельность молодому специалисту может педагог – наставник.
В нашем дошкольном учреждении организованна школа наставничества, в которой осуществляется модель наставничества «педагог – педагог». Целью нашей школы является повышение профессионального мастерства молодого специалиста и обобщение педагогического опыта в работе с детьми с нарушением зрения.
В школе наставничества выстраивались взаимоотношения специалиста – наставника и молодого специалиста – дефектолога. В процессе этого взаимодействия молодой специалист овладевает тонкостями коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения, приобретает необходимые качества, умения и навыки. В ходе работы школы по наставничеству у нас появился портрет наставника и наставляемого, где выделили коммуникативные навыки; социальные навыки – способность устанавливать контакт с коллегами, детьми и родителями, вести диалог; навык самоопределения, самообразования и самоорганизации; навык управления – уметь организовывать, объединять детей и коллег. Общение между молодым специалистом – дефектологом и наставником происходит ежедневно.
Вся работа в нашей школе осуществляется по трем этапам «Объясни – покажи –выполни сам».
1 этап «Объясни». На этом этапе наставник – специалист знакомит молодого специалиста с нормативными документами. Проводится консультация по развитию умения пользоваться нормативно – правой базой: «Законом об образовании РФ», «Семейным кодексом», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка», «Конвенцией о правах ребёнка», СанПин для ДОУ, ФГОС ДО, далее молодой педагог – дефектолог знакомится с локальными актами; изучает: основную образовательную программу, адаптированную образовательную программу для детей с косоглазием и амблиопией, цели и задачи годового плана. В заключении проводится анкетирование, с целью выявления проблемных точек начинающего специалиста.
Затем наставник – дефектолог знакомит поэтапно с коррекционной работой с детьми с нарушением зрения по разделам программы: по развитию зрительного восприятия, социально – бытовой ориентировке, ориентировке в пространстве, развитию осязания и мелкой моторики, знакомит с методическим и дидактическим материалом, используемой в своей работе с детьми с нарушениями зрения. Особое внимание обращает на рассадку детей в соответствии со зрительными диагнозами, на раздаточный материал. Знакомит молодого специалиста с видами зрительных гимнастик и методикой их проведения.
На данном этапе главной задачей наставника, научить молодого специалиста – дефектолога не просто копировать его работу, а научиться самому выстраивать свой план профессионального развития. В результате совместной работы на этом этапе молодой специалист – дефектолог выстраивает индивидуальный стиль своей деятельности и осуществляется корректировка его профессиональных умений.
2-ой этап – «Покажи». Как говорится в пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Педагог-наставник на этом этапе показывает открытые коррекционные занятия молодому специалисту – дефектологу, на которых даются комментарии. Так же проводит мастер-классы и практикумы, на которых не только рассказывает, но показывает и предлагает практические задания для молодых специалистов. Дается консультация педагога – специалиста по заполнению индивидуальны карт развития ребенка с нарушением зрения и выполняется совместное заполнение.
Затем организуются взаимопосещения занятий, после проведения которых педагог – наставник проводит анализ проведенных коррекционных занятий, отмечает сильные и слабые стороны. Советует молодому специалисту – дефектологу как правильно и эффективно организовать работу по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения, обращает внимание по посадку детей и правильное расположению демонстрационных пособий. На данном этапе организовываются совместные выступления молодого – специалиста и педагога – наставника на педагогических советах, семинарах, конференциях. Такие выступления развивают у молодого специалиста – дефектолога навыки публичного выступления, повышают уровень профессионального развития.
3-ий этап – «Выполни сам». На данном этапе выявляется результативность работы молодого специалиста – дефектолога. Обращается внимание на написание рабочей программы, правильный подбор дидактического материала для детей с нарушением зрения, применение на практике современных технологий. Совместно анализируются профессиональные качества, которыми уже обладает молодой специалист, отмечаются его слабые и сильные стороны, разрабатываются пути решения проблем и принимаются решения для дальнейшего совершенствования молодого специалиста – дефектолога.
В результате такой работы по наставничеству, хочется надеяться, что молодые специалисты смогут раскрыть свой педагогический талант и работа в дошкольном учреждении будет приносить им только радость, а педагоги – наставники будут способствовать созданию благоприятных условий для их профессионального роста.
Список литературы:
- Земир, М.Ю Наставничество как условие становления молодого специалиста /Педагогическое мастерство: Материалы Международной научной конференции. – Казань: Молодой ученый, 2023 –С.22 – 29
- Золотарева Н.Н. Наставничество как фактор становления молодого педагога / Н.Н. Золотарева // Образование в современной школе. — 2012 — №8 — С. 9–11 3.
- Москвичёва, Г. Т. Какими навыками должен обладать наставник / Г.Т. Москвичёва. —Молодой ученый. — 2022. — №43 (438). — С. 334–336.
- Подколзина Е. Н. — Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушениями зрения Источник — журнал Дефектология №6, 2005, стр. 33–40.