Сидельникова Людмила Петровна
воспитатель
МБДОУ ДС №21 «Сказка»
г. Старый Оскол
Материал – УЧАСТНИК Межрегиональной научно-практической конференции «Формирование опыта в двигательной деятельности у детей дошкольного возраста»
Движение – это важное условие формирования систем и функций организма, способ познания окружающего мира, средство всестороннего развития. Движение – не только врождённая потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье, но и важное условие формирования систем и функций организма, один из способов познания ребёнком мира, умения ориентироваться в нём, а также средство всестороннего развития[2]. Ребенок дошкольного возраста испытывает ежедневную потребность в активной двигательной деятельности.
Особенности физического развития детей с ТНР состоят в том, что такие дети отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, имеют недостаточную координацию движений пальцев, замедленность движений.
У детей с тяжелыми нарушениями речи:
- – наблюдается общая моторная неловкость;
- – недостаточная координация движений отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной;
- – основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание;
- – при отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечается слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении письмом;
- -наблюдаются недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения.
- – двигательная активность низкая, так как имеются нарушения общей и мелкой моторики. Состояние общей моторики влияет на развитие чувства ритма и равновесия, координации движений, ориентировки в пространстве, способности управлять силовыми и пространственными движениями.
Поэтому физическое воспитание для нас, педагогов, является приоритетным направлением в работе с детьми с ТНР. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь, координация, психофизическое развитие детей.
Чтобы повысить интерес ребят к занятиям физическими упражнениями, побуждать их к активной двигательной деятельности, необходимо в группе создать полноценную двигательную здоровьесберегающую развивающую среду. В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда носит интерактивный характер. Она предусматривает :
- – наличие и доступность, разнообразие дидактических пособий;
- – наличие интерактивных пособий, сделанных воспитателями и родителями;
- – многофункциональность использования элементов среды, мобильность и возможность ее преобразования;
- – реализация интересов девочек и мальчиков;
- – возможность самостоятельного выбора движений с предлагаемыми пособиями.
Работая над проблемой повышения интереса детей к различным видам двигательной деятельности, мы решили разнообразить самостоятельную двигательную активность детей с помощью нестандартного физкультурного оборудования, сделанного своими руками из различных подручных средств и материалов. Так у нас появились:
- массажные дорожки здоровья, изготовленные из бросового и природного материала для массажа стопы и упражнений в основных движениях; профилактики плоскостопия;
- моталочки для развития моторики рук;
- спортивные игры в шары – боулинг, крокет, бадминтон, настольный теннис;
- шариковые лабиринты для развития дыхания;
- бильбоке для развития глазомера, ловкости, силы броска;
- эспандеры и следоходы, снаряды, дающие силовую нагрузку на мышцы;
- маски персонажей для использования в подвижных играх и повышения интереса к игре;
- атрибуты для общеразвивающих упражнений: флажки из ткани, ленты на палочке, гантели из пластиковых бутылок, мешочки с песком, султанчики из полиэтилена, скакалки, ленточки на кольцах;
- тренажеры «Гимнастика для глаз» –схема и рисунок – аппликация на стене.
Все оборудование находится в доступных местах и активно используется воспитанниками в течение дня. А мы, педагоги, обучаем их правильному обращению с оборудованием, совместно придумываем новые варианты использования физкультурного инвентаря.
Правильно организованная физкультурная развивающая среда в группе с ТНР создает возможности для успешного развития двигательной активности, координации движений, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной двигательной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности [1].
Поэтому, конечным результатом нашей работы по совершенствованию двигательной активности у детей с ТНР является сформированность интегративных качеств ребенка (физических, интеллектуальных, личностных). Важно, чтобы у них были сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
Список литературы:
- Магомедов Р.Р. Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011.
- Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред.проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2002.