Организация развивающей  предметно-пространственной среды по физическому развитию в группе для детей с ТНР

0
1100

Сидельникова Людмила Петровна
воспитатель
МБДОУ ДС №21 «Сказка»
г. Старый Оскол

Материал – УЧАСТНИК Межрегиональной научно-практической конференции «Формирование опыта в двигательной деятельности у детей дошкольного возраста»

 

Движение – это важное условие формирования систем и функций организма, способ познания окружающего мира, средство всестороннего развития. Движение – не только врождённая потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье, но и важное условие формирования систем и функций организма, один из способов познания ребёнком мира, умения ориентироваться в нём, а также средство всестороннего развития[2]. Ребенок дошкольного возраста испытывает ежедневную потребность в активной двигательной деятельности.

Особенности физического развития детей с ТНР состоят в том, что такие дети отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, имеют недостаточную координацию движений пальцев, замедленность движений.

 У детей с тяжелыми нарушениями речи:

  • –  наблюдается общая моторная неловкость;
  • – недостаточная координация движений отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной;
  • – основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание;
  • – при отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечается слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении письмом;
  • -наблюдаются недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения.
  • – двигательная активность низкая, так как имеются нарушения общей и мелкой моторики. Состояние общей моторики влияет на развитие чувства ритма и равновесия, координации движений, ориентировки в пространстве, способности управлять силовыми и пространственными движениями.

Поэтому физическое воспитание для нас, педагогов, является приоритетным направлением в работе с детьми с ТНР. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь, координация, психофизическое развитие детей.

материалы в печатный сборник 

Чтобы повысить интерес ребят к занятиям физическими упражнениями, побуждать их к активной двигательной деятельности, необходимо в группе создать полноценную двигательную здоровьесберегающую развивающую среду. В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда носит интерактивный характер. Она предусматривает :

  • – наличие и доступность, разнообразие дидактических пособий;
  • – наличие интерактивных пособий, сделанных воспитателями и родителями;
  • – многофункциональность использования элементов среды, мобильность  и возможность ее преобразования;
  • – реализация интересов девочек и мальчиков;
  • – возможность самостоятельного выбора движений с предлагаемыми пособиями.

Работая над проблемой повышения интереса детей к различным видам двигательной деятельности, мы решили разнообразить самостоятельную двигательную активность детей с помощью нестандартного физкультурного оборудования, сделанного своими руками из различных подручных средств и материалов. Так у нас появились:

  • массажные дорожки здоровья, изготовленные из бросового и природного материала для массажа стопы и упражнений в основных движениях; профилактики плоскостопия;
  • моталочки для развития моторики рук;
  • спортивные игры в шары – боулинг, крокет, бадминтон, настольный теннис;
  • шариковые лабиринты для развития дыхания;
  • бильбоке для развития глазомера, ловкости, силы броска;
  • эспандеры и следоходы, снаряды, дающие силовую нагрузку на мышцы;
  • маски персонажей для использования в подвижных играх и повышения интереса к игре;
  • атрибуты для общеразвивающих упражнений: флажки из ткани, ленты на палочке, гантели из пластиковых бутылок, мешочки с песком, султанчики из полиэтилена, скакалки, ленточки на кольцах;
  • тренажеры «Гимнастика для глаз» –схема и рисунок – аппликация на стене.

Все оборудование находится в доступных местах и активно используется воспитанниками в течение дня. А мы, педагоги, обучаем их правильному обращению с оборудованием, совместно придумываем новые варианты использования физкультурного инвентаря.

 Правильно организованная физкультурная развивающая среда в группе с ТНР   создает возможности для успешного развития двигательной активности, координации движений, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной двигательной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности [1].

Поэтому, конечным результатом нашей работы по совершенствованию двигательной активности у детей с ТНР является сформированность интегративных качеств ребенка (физических, интеллектуальных, личностных). Важно, чтобы у них были сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

 

         Список литературы:

  1. Магомедов Р.Р. Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011.
  2. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред.проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2002.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь