Степнова Татьяна Александровна
Аленушкина Екатерина Константиновна
музыкальные руководители
Чернякина Олеся Васильевна,
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 24 «Берёзка»
город Старый Оскол
Материал – УЧАСТНИК Межрегиональной научно-практической конференции «Формирование опыта в двигательной деятельности у детей дошкольного возраста»
В современных условиях трудно переоценить значение двигательной активности ребёнка-дошкольника. Телесные контакты для ребенка являются основополагающими в познании окружающего мира. Гармоничное развитие психики ребенка происходит в опоре на тактильные и телесные контакты, а развитие основных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления осуществляется в опоре на практически действия. Со временем ориентированные действия, которые опираются на тактильные ощущения, переходят во внутренние ощущения. Хочется отметить, что данный переход в становлении психики дошкольника занимает достаточно длительный временной промежуток и совпадает с периодом дошкольного детства.
В своей работе на музыкальных занятиях, мы стараемся как можно больше включать движения в различных видах музыкальной деятельности. Так, например в таком статичном виде деятельности как слушание музыки, мы включаем элементы двигательных заданий, дети с помощью движений передают характер музыки, ее музыкальные образы, тем самым решая проблемы двигательного режима и развитие творческих способностей дошкольника.
Во время исполнения распевок и пения, дети с удовольствием показывают движение мелодии рукой, выполняют различные жесты, обращаются друг другу, тем самым решая задачи развития звуковысотного слуха, но и коммуникации в детском коллективе. Инсценируя при исполнении песни, дети с удовольствием включаются в творческий процесс. Инсценировка песен развивает детское воображение, дошкольники быстрее запоминают слова песен. В своей работе так же используем упражнения дыхательной гимнастики, которая несет в себе оздоровительный эффект.
Выполнение музыкально-ритмических движений осуществляется в полном слиянии движения и музыки, которая стимулирует работу всех систем организма. Дети учатся согласовывать движения с музыкой, учатся ориентироваться в пространстве. Метроритмика музыкального произведения помогает работе всего организма: организация дыхательного и сердечного ритмов, осуществляет согласованную реакцию организма в целом, улучшает обменные процессы. В зависимости от возраста дети учатся выполнять различной сложности повороты, вращения, подскоки, прыжки, бега в различных направлениях, учатся выполнять различные перестроения, бег парами, тройками, змейкой, что способствует развитию ориентации в пространстве, дети учатся владеть своим телом, становятся более гибкими и ловкими. Движения связывают с яркими знакомыми образами: скачем как лошадки, прыгаем, как зайчики, ходим как мишки, крадемся как лисички. В выполнении этих упражнений ребенок познает свое тело, приобретает коммуникационные навыки, учится взаимодействовать в мире вещей, людей и взаимоотношений. В контексте выполнение различных музыкально-ритмических движений мы включаем в исполнение индивидуальных и парных танцев, игр и хороводов.
С особой радостью дошкольники выполняют творческие задания на воплощение музыкальных образов. У детей возникают яркие эмоциональные импульсы и двигательные реакции, которые доставляют радость от движения. Дети очень быстро включаются в танцы, хороводы, музыкальные игры. В образных танцах манера движений соответствует определенному образу (снежинки, петрушки, клоуны, куколки и т.д.). В таких танцах дети осваивают законы музыкальной композиции. У детей формируется понятие музыкальной формы и метроритмических понятий. В фольклорных танцах дети знакомятся с различными ритуалами, событиями. Рисунок танца несет глубокий жизненный смысл и культуру взаимоотношений. Народный танец несет определенную пластику, которая присуща национальному характеру и несет определенные народные нормы. Сюжетные линии танцев несут образы дружелюбия, поддержки и коллективного взаимодействия.
Роль музыкальных игр очень важна и несет особое значение в развитии дошкольников. Дети учатся создавать сюжеты и композиции, включать выразительные эффекты.
В заключении хочется отметить, что использование двигательной активности в сочетании со здоровьесберегающей технологией помогает нашим воспитанникам:
- -приобретать и обогащать знания о здоровом образе жизни;
- -положительно влиять на обменные процессы организма дошкольника;
- -создавать позитивную атмосферу совместного творчества детей и взрослых.