ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

0
582

Якк Елена Владимировна
воспитатель
МДОУ Комсомольский детский сад «Ромашка»
п. Комсомольск

Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания
СЕНТЯБРЬ – 2023

Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. Сухомлинский

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

Экологическая проблема встаёт сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения, она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу.

Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, педагог ДОУ должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.

Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать соблюдать правила безопасности.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста проектно-исследовательская деятельность, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

материалы в печатный сборник 

Проектно-исследовательская деятельность — один из самых эффективных видов деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности и позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике.

Цель: Становление у дошкольников научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности.

Задачи:

1.Обеспечить психологическое благополучие и развитие детей

  1. Воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно-исследовательскую деятельность;

3.Развивать творческую активность познавательных процессов;

  1. Учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.

Одним из средств проектно-исследовательской деятельности является экологическая тропа, созданная на территории нашего ДОУ и смоделированная с учётом содержания деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Экологическая тропа включает в себя объекты живой и неживой природы. Эти объекты дают возможность постоянного непосредственного общения с природой, организацию систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. Объекты экологической тропы позволяют более продуктивно использовать обычные прогулки с воспитанниками. В разное время можно посещать разные объекты, одну и ту же точку можно посетить несколько раз в разное время года. Всё зависит от поставленной цели, возраста и индивидуальных потребностей воспитанников.

На экологической тропе организованы станции и разработаны исследовательские проекты:

«Русская берёзка – символ России»

Цель: исследовать сезонные изменения, происходящие с деревом (при какой температуре воздуха происходит набухание почек, зацветание почек, распускаются листья, изучить особенности этого дерева, как символа России;)

В результате реализации проекта дети расширили представления о природе, её значении в жизни человека. Наш проект позволил детям больше узнать о берёзе, как о растении, понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.

«Пасека»

Цель: воспитание экологической культуры дошкольников.

Проект позволил обогатить представления детей о жизни насекомых, совершенствовать навыки самостоятельного поиска информации и работы с ней; а также способствовал воспитанию гуманно-ценностного отношения детей к окружающему миру.

«Муравейник»

Цель: познакомить дошкольников с жизнью муравьёв, наиболее распространённых и важных для устойчивости любого лесного сообщества животных, познакомить с составом муравьиной семьи, профессиями муравьёв.

В результате проделанной работы дети узнали, что муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять. А также узнали, что отдельные разновидности могут жить в домашних условиях.

«Мини – огород»

Цель: Создание условий для формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста, развитие личностно-значимого отношения к природе. Закрепление знаний детей об овощах, фруктах, цветах.

С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала, с помощью вовлечения в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике, дети получили представление об этапах роста растений и получении конечного результата. Все участники проекта получили положительные эмоции от полученных результатов.

«Сказочный пень»

Цель: предоставить возможность для психологической разгрузки, показать воспитанникам возможность создания условий второй жизни погибших деревьев;

Данный объект предназначен для детей дошкольного возраста, как новая форма воспитания экологического сознания дошкольников. Старый мудрый пень рассказывает экологические сказки дошкольникам (прилагается образец) и предлагает им попробовать себя в сочинительстве, в сотворчестве.

«Искусственный водоём»

Цель: формировать умение ухаживать за растениями, птицами, желание наблюдать за жизнью растений, насекомых и птиц, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питание, приспособление. научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с водным миром, позволяет расширить и углубить знания дошкольников о воде, ее свойствах, качествах, о животном и растительном мире воды, даёт возможность познакомить детей с природоохранными мероприятиями, которые формируют навыки бережного отношения к природе.

Данные проекты способствовали развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

В этой связи мы применяли различные формы и методы, активизирующие развитие познавательной, поисково-исследовательской, деятельности дошкольников.

В ходе проектной деятельности развились и детско-родительские отношения. Проектно-исследовательская деятельность предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству.

Неоценима роль сотрудничества с родителями при реализации проектов, так как основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. Кроме просветительной работы с родителями большое внимание мы уделяем совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир.

С целью привлечения родителей в образовательный процесс мы организовали образовательные терренкуры на территории детского сада. Образовательные терренкуры – это специально разработанные маршруты для детей и родителей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводились в естественных природных условиях, на свежем воздухе. Для нашего дошкольного образовательного учреждения это новая форма взаимодействия с родителями, которая помогает педагогам вовлекать родителей в образовательную деятельность.

Также родители оказывают помощь в сборе коллекций, экспонатов из природного материала, выращивании растений для уголка природы, а также цветов для клумб, за которыми летом наблюдают дети. Родители оказывают помощь в изготовлении оборудования для объектов экологической тропы (Павлова А.В.)

Результативность

В течении летнего периода проходили праздники: «Путешествие в страну цветов». Народный праздник Ивана Купалы, «Семейная ромашка», экологический праздник «В гостях у матушки Природы».

Результатом проекта «Берёза – русская красавица» стало мероприятие – «День русской берёзки».

Совместно с воспитанниками подготовительной группы и учениками 1 класса Комсомольской СОШ был проведён КВН «Знатоки природы».

В ходе проектно-исследовательской деятельности воспитанники подготовительной группы составили мультфильм «Необычное в обычном»

В следующем учебном году в рамках преемственности со школой планируем провести для учеников первого класса экскурсию по экологической тропе

В результате проделанной работы мы убедились, что дети проявляют интерес к ярким явлениям природы, у воспитанников развита творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи, бережно относятся к природе, умеют ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения. Родители проявляют интерес и принимают участие в воспитательно-образовательном процессе.

Таким образом, мы ещё раз убеждаемся и подчёркиваем необходимость использования проектно-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте для развития ценного, личностно-значимого отношения к природе, потому что именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь