Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра

Ползикова Анна Алексеевна,
воспитатель;
Данилова Елена Николаевна,
воспитатель;
Панкратова Лариса Викторовна,
учитель–дефектолог;
Сивкова Ольга Алексеевна,
педагог – психолог
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол Белгородской области

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»

Секция – 11. Развивающее воздействие игрушек. 

Среди направлений работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, важное значение занимает обучение игре.

Игра влияет на развитие коммуникативных и социальных навыков. Если ребёнок не умеет играть, то ему будет труднее установить социальные связи со сверстниками, а также навыки в самостоятельной деятельности и поведении в общественных местах.

В начале наблюдений за детьми, мы заметили, что они не контактировали друг с другом, а играли в одиночку, сами по себе. Их игры не были целенаправленными, а были манипуляционными и напоминали игры детей младшего возраста. Некоторые дети могли проводить несколько часов с одним и тем же предметом или игрушкой в руках. Например: рвать лист бумаги на мелкие кусочки, перебирать детали конструктора, при этом выполняя все движения монотонно и зациклено на определённых одиночных играх и движениях. Почти никогда не впускали педагога в свою игру.

Так как взаимодействие в игре не было и возникали трудности при попытках вовлечь их в игровую деятельность и проанализировав методическую литературу, мы пришли к выводу, что дети с расстройствами аутистического спектра могут научиться играть и в целенаправленной игровой деятельности с другими детьми или педагогами. Ведь игра помогает развивать, открывать новые пути решения проблемы для развития детей аутистического спектра.

Рекламное сообщение     

Мы составили план, как вовлечь наших детей в игру и начали с того, что организовали игру между ребёнком и педагогом, постепенно втягивали в игру ещё одного ребёнка, тем самым устанавливали взаимодействие между нами. И постепенно роль педагога в процессе игры уменьшалась. В будущем мы хотим объединить их в маленькие группы, чтобы они взаимодействовали друг с другом.

Чтобы обучить детей игре, нужно сформировать игровые навыки, присущее их стадиям развития:

  • игра в одиночестве — ребёнок играет с игрушкой один и если кто-то пытается с ним взаимодействовать, то ребёнок отворачивается, начинает кричать и уходит;
  • параллельная игра — ребёнок играет с игрушкой поблизости от других детей или педагога, наблюдает, как другие дети играют со своими игрушками, но всё же его внимание сосредоточено на собственной игрушке, и он не реагирует на ровесников или педагога;
  • интерактивная игра — ребёнок может делить игрушку со сверстником или педагогом, умеет играть по очереди, но не смотрит в глаза;
  • сотрудничающая игра — играет и взаимодействует с одногруппником и взрослым с разными игрушками или с одной игрушкой, но смотрит в глаза;
  • сюжетно-ролевая игра — лепит воображаемую еду из пластилина, качает куклу, имитирую плач ребёнка или надевает кукле одежду;
  • игра на основе правил — играет в социальные и соревновательные игры с другими людьми, включая настольные игры, игры с карточками, компьютерные и спортивные игры, при этом соблюдая правила игры.

Во время обучения игровым навыкам были выделены: цели, динамика, разные виды поощрений. Если раньше во время игры ребёнок находился в «зоне эмоционального комфорта», то сейчас в совместной игре, он стал эмоциональнее. Но также мы заметили, что некоторые дети быстро уставали. Они кричали, визжали, истерили, и могли проявить агрессию на себя, так же на взрослого или сверстников.

Таким образом, развивая игровую деятельность ребёнка с аутизмом, можно решить проблемы коммуникации и социального взаимодействия. Важно соблюдать последовательность при развитии игровой деятельности и принципы управления ей, и только тогда это приведёт к хорошим результатам. Но следует помнить, что на ребёнка не нужно давить и требовать соблюдать некоторые правила в игре, а нужно мотивировать весёлыми и подвижными играми.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь