Костырина Наталия Владимировна
Говорова Инна Дмитриевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 24 “Березка”
г. Старый Оскол
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»
НАЗВАНИЕ – Опыт и реализация детско-родительского проекта «Творчество детских писателей»
СЕКЦИЯ – 1.«Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка»
Семья, семейное чтение в приобщении дошкольника к художественной литературе играет первостепенную роль. К сожалению, в современных семьях чтение ребенку вслух не пользуется популярностью. А ведь совместное чтение, особенно на ночь, способствует развитию речи, внимания, памяти, воображения, накоплению жизненного и нравственного опыта.
В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером все собирались за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В современных семьях такая традиция, к сожалению, не сохранилась. Помочь родителям и детям приобрести эту полезную привычку должны воспитатели ДОО, порекомендовав соответствующие возрасту произведения, предложив план беседы по прочитанному и в целом обратив внимание на данную проблему.
Сами дети в наши дни все реже берут в руки книгу. И именно родители чаще всего являются тому причиной, когда вручают ребенку, например, мобильный телефон, чтобы занять его внимание.
Не только нехватка времени и нежелание являются причиной того, что родители не читают детям. Среди основных трудностей, которые они испытывают – выбор подходящей книги, в результате чего часто покупают то, что не соответствует возрасту ребенка. Помощь родителям в выборе книг для чтения детям дома призваны оказывать педагоги дошкольной образовательной организации.
Совместное чтение поможет сблизить членов семьи. Дети не будут чувствовать себя одинокими, а у родителей появится возможность узнать круг интересов своего ребенка, поговорить с ним по душам и просто побыть вместе.
Знакомство с доступными ребенку образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни. Поэтому одной из задач, является помощь детям дошкольного возраста в успешном овладении художественным словом, культурой речи. Следуя этому культурному вектору, был разработан и реализован проект «Творчество детских писателей».
Главная цель проекта – это приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством известных детских писателей.
Воспитание способности наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, стихов, рассказов. Сближение детей и родителей, в результате совместной деятельности. Развитие познавательных и умственных способностей, речи дошкольников.
В процессе реализации проекта приняли участие педагоги, воспитанники группы, а также их родители. Проект «Творчество детских писателей» реализовывался в течении месяца. Реализация проекта предусматривала поэтапное решение образовательных задач в совместной деятельности детей и взрослых.
В рамках данного проекта дети познакомились с творчеством детских писателей: С.Я. Маршака, К. И. Чуковского, В. Г. Сутеева, Н. Н. Носова.
Каждая неделя месяца была посвящена одному автору. Знакомство с классиками происходило по определённому алгоритму.
В качестве предварительной работы оформлялся стенд для родителей по творчеству изучаемого на этой неделе писателя, с подборкой произведений для индивидуального чтения дома с детьми. Также было принято решение с помощью родителей оформить книжный уголок, в котором почетное место заняли произведения и портрет автора – «героя недели» . Содержание книжного уголка менялось каждую неделю. Уголок получился очень интересным и привлекательным. Дети с удовольствием неоднократно подходили к нему, брали понравившуюся книжку, смотрели иллюстрации, а потом разыгрывали сюжет произведения.
В ходе основного этапа реализации проекта в группе, еженедельно организовывалась выставка рисунков на тему «По страницам любимых книг», выставки книг из домашней библиотеки и, конечно, непременный атрибут-портрет писателя. С помощью видео презентации дошкольники знакомились с краткой биографией классика.
В течении недели дети «работали» с произведениями одного автора. В рамках проекта они знакомились со стихами С.Я. Маршака и К.И. Чуковского, со сказками В.Г. Сутеева, с рассказами Н.Н. Носова, все это происходило в режимных моментах, в самостоятельной и совместной деятельности, а также в непосредственно образовательной деятельности. Дошкольники закрепляли полученные знания о творчестве любимых писателей в разных видах творческой деятельности (игровой, продуктивной, театральной, трудовой, восприятие художественной литературы, коммуникативной, двигательной)
В конце каждой недели, как результат, проводился «Вечер творчества писателя». Это мероприятие проходило в разной форме: драматизация произведения С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», развлечение по мотивам сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», театральная постановка сказки В.Г. Сутеева «Под грибом», викторина по произведениям Н.Н. Носова, которая проходила во время экскурсии в районную библиотеку. Во многих мероприятиях активными помощниками, зрителями и участниками были родители.
В завершении проекта родителям было предложено последнее задание: создать «Портфолио одного писателя». Каждая семья выбрала желаемого автора из списка детских писателей, предложенных педагогами, и собрала портфолио о нем. Портфолио содержало: портрет писателя, краткую биографию, кроссворд по произведениям автора, книгу и, конечно, эссе с впечатлениями детей и родителей о прочитанных произведениях.
Подводя итоги, можно сказать, что данный проект имел большое значение для всех участников. Помог пробудить у воспитанников интерес к чтению литературы, к выполнению оригинальных творческих работ, способствовал развитию у них познавательной активности, самостоятельности, инициативности в применении полученных знаний и умений в играх и художественной деятельности. Родители получили информацию о важности художественной литературы в развитии ребенка.
Педагоги расширили образовательное пространство (вовлекли родителей в образовательный процесс ДОО), представили его в новых формах, что способствовало эффективному развитию как речевой, так и творческой.