Борисенко Елена Витальевна
Демьяненко Евгения Михайловна
воспитатели
МБДОУ № 85 г. Мурманска
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»
НАЗВАНИЕ – Гендерное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности
СЕКЦИЯ – 17.«Организация образовательного взаимодействия с семьями воспитанников»
Познавательно- творческий проект «Мальчики и девочки» направлен на создание условия воспитания и развития мальчиков и девочек дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них гендерной идентичности в процессе игровой деятельности.
Актуальность проекта.
Как известно в детстве происходит становление образа «Я» – мальчика (девочки)» и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.). Самовыражение личности ребенка, ее саморазвития начинается с самого близкого для него – с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет. Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.
В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.
Не удивительно, что одной из целей деятельности дошкольного учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении
Реализация проекта «О мальчиках и девочках» позволяет объединить усилия ДОО и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.), ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Реализация проекта «Мальчики и девочки» в нашем ДОО началась с изучения материала по вопросу «Особенности гендерного развития», которые показали, что формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка. Воспитание ребенка в гендерной направленности дошкольного возраста важно и актуально. Ярким примером этого является сюжетно-ролевая игра. В процессе игры дети усваивают социально – приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации.
Мальчики и девочки нашей группы имеют разные предпочтения: девочки предпочитают игры с паззлами, сюжетно -ролевые игры, такие как магазин, поликлиника, салон красоты. Мальчикам же интереснее игры с машинками и конструкторами различных видов, а из сюжетно ролевых игр они предпочитают такие как гараж, строители, автобус. В продуктивной деятельности, выборе раскрасок у девочек и мальчиков разные предпочтения – девочки предпочитают рисовать принцесс, различные узоры, а мальчики в основном транспорт и военную технику. В рамках проведения проекта для родителей были изготовлены папки-передвижки с консультациями «О воспитании мальчиков и девочек».
«С чего начинается гендерное воспитание?»
Постановка проблемной ситуации для детей, «Каким должен быть папа, какой должна быть мама» подтолкнула детей к размышлению, к поискам ответов в игре и в художественной литературе. В результате дети сами сформулировали правила как для девочек, так и для мальчиков. Эти правила мы, совместно с детьми, оформили наглядно и повесили в группе. Также наши родители приняли активное участие во флешмобе «Папа, почитай мне», суть которого заключалась в том, чтобы привлечь пап к вечернему чтению с детьми. Детям очень понравилось, что папы читали вместе с ними и они активно рассказывали об этом в группе. В ходе реализации проекта детям было предложено принести в сад свою любимую игрушку или книжку, рассказать о них товарищам. Так же мы организовали выставки «Ах, наши девочки» и «Ах, наши мальчики», на которых были представлены любимые игрушки детей.
Итоговым мероприятием проекта стал праздник для детей. Дети рассказывали о тех семейных традициях, которые бережно хранятся в семьях воспитанников. Ярким получился конкурс «Мисс Шляпка», который представил и раскрыл творческий потенциал детей и их родителей, их отношение друг к другу. На наш взгляд, проект «Мальчики и девочки» является первым шагом в воспитании полоролевой идентичности ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является он, противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека, развивает осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается понимание образа «Я» – мальчика (девочки).