Обучение и формирование основ ПДД у детей дошкольного возраста в рамках различных видов детской деятельности

0
2068

Дмитренко Лиля Николаевна
заведующий
Лисицына Нелли Ивановна
старший воспитатель
МБДОУ Детский сад №3
с. Бехтеевка, Корочанский район

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2019г. 

 

ОБУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
опыт работы

 

Наш детский сад расположен в центре села и со всех сторон окружён автомобильными дорогами, что в географическом плане создаёт неблагоприятную обстановку безопасности для детей.

материалы в печатный сборник 

Поэтому возникла необходимость в обучении знаний правил дорожного движения, с целью привить дошкольнику устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Актуальность этой работы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.

Системная, планомерная, методически правильно построенная работа с детьми, начиная с младшего возраста, по привитию основ правильного поведения ребёнка на улице, поможет избежать опасностей на дорогах, достичь положительных результатов в формировании у дошкольников умения ориентироваться и правильно вести себя на тротуарах и на проезжей части.

Опыт работы включает в себя разнообразные формы работы: с детьми, с родителями, с инспекторами ГИБДД, со СМИ, с социальными институтами детства.

Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения осуществляется в соответствии с программой Н. Авдеевой, О. Князевой, «Основы безопасности дети дошкольного возраста», программами «Детство» под редакцией Т.Бабаевой, А.Гогоберидзе, З.Михайловой.

Главная её цель – формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города. Где ключевым – является слово «осознанного».

Для решения этой цели основные задачи:

  • Познакомить детей с правилами дорожного движения;
  • Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
  • Сформировать умения применять полученные знания в жизни;
  • Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
  • Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

Педагогический процесс ДОУ выстраивается в соответствии с годовым планом учреждения. Для педагогов разрабатывается тематический план с использованием разнообразных методов и форм ознакомления дошкольников с Правилами дорожного движения; план работы с родителями, с детьми; с сотрудниками ГИБДД.

При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД опираемся на три аспекта:

  • Ребёнок – пешеход;

Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети);

  • Ребёнок – пассажир;

Здесь мы изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомим с обязанностями пассажиров, учим наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.

  • Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и т.д.).

1.Обучающие и развивающие занятия, беседы.

Для проведения НОД, бесед по обучению детей безопасному поведению на дороге педагоги используют игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику); модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода); схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой; разрезные картинки, кубики, мозаики; настольно-печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.)

2.Целевые прогулки.

Включены в план работы по профилактике дорожного травматизма, и так же направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. Прогулки мы проводим по дорогам села в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомим детей дорожными знаками. При этом обращаем внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения.

  1. Индивидуальная работа.

При обучении детей правилам дорожного движения следует подходить к детям дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.

  1. Праздники и развлечения.

В нашем детском саду действует своя агитбригада, пропагандирующая безопасное поведение на дорогах города. Выступая перед родителями, детьми, педагогами дети призывают быть внимательными на проезжей части.

  1. Знания детей находят отражение в поделках, рисунках.
  2. Создание групповых библиотек.
  3. Развивающая среда.

Во время игр дети не только закрепляют свои знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах, отгадывают загадки, ребусы, решают кроссворды – это способствует закреплению теоретических знаний, а также развитию логического мышления, занятия в специализированной комнате «Автосалон».

  1. Работа с педагогами.

Проведение теоретических недель, круглые столы, сбор информации – позволяет анализировать работу с детьми, родителями, выявлять передовой опыт работы с целью распространения его в детском саду. Выработана четкая система по обучению дошкольников правилам дорожного движения для каждой возрастной группы.

  1. Работа с родителями.

Создан информационный стенд для родителей, точечные консультации, рекомендации, интерактивные игры для индивидуальной работы с ребёнком дома по закреплению знаний по ПДД, проводятся семейные мастер-классы «Обеспечение безопасности ребёнка во время автомобильного путешествия», «Я – пешеход», «В мире дорожных знаков».

Для каждой возрастной группы определены цели и ориентиры. Цель обучения – приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения.

Дети в процессе учебы должны наблюдать за реальной обстановкой на дороге или воспроизводимой.

В наших условиях при выходе на дорогу или вовремя НОД на макете под чутким руководством воспитателей нашего детского сада дети учатся узнавать опасную ситуацию, ее основные признаки, объяснять наиболее вероятное развитие ситуации, вырабатывать решения, предупреждающие ДТП.

Для анализа опасной ситуации воспитатели нашего детского сада используют разнообразные технические средства: макеты, альбомы, презентации.

В процессе обучения детей правилам дорожного движения значительное место отведено практическим формам обучения: наблюдение, экскурсия, целевые прогулки, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания по правильному поведению на дороге.

Ознакомление детей правилам дорожного движения начинается со второй младшей группы. В начале года работа проводится в свободное время в форме игры. Это увлекает детей, они незаметно и постепенно усваивают правила при помощи дидактических игр («Красный-зеленый», «Светофор», «Наша улица»), сюжетно – ролевые игры («Автобус», «Автопарк»).

В игровых ситуациях детей учат правильно входить в автобус и выходить из него. Дошкольники знакомятся с дорогой, с тем, что дорога разделяется на проезжую часть, и тротуар. Знания детей уточняются и закрепляются в подвижных играх («Цветные автомобили») и наблюдениях за прохожими («Правильно ли ведут себя пешеходы на улице»). Представления, полученные на целевых прогулках, наблюдениях, закрепляются в НОД: дети рассматривают картинку «Улица города», затем строят улицы для кукол.

К средней группе у детей накапливается определенный двигательный опыт, обогащается словарный запас, навыки пространственной ориентировки. Постепенно их подводят к усвоению правил дорожного движения и активному использованию слов. В рамках данной работы организовывались НОД, чтение художественной литературы по данной теме, беседы, дидактические и подвижные игры, целевые прогулки и наблюдения.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице. Непосредственно образовательная деятельность по теме «Азбука дорожного движения» не только расширила знания детей о лице, дорожных знаках, познакомила с основными правилами транспорта и пешехода, способствовала развитию памяти, речи, внимания, наблюдательности.

В старших и подготовительных группах много внимания уделяется ознакомлению детей с запрещающими знаками «Пешеходное движение» и «Въезд запрещен». Во время игр с транспортом дети узнают предписывающиеся знаки («Круговое движение», «Движение только прямо», «Место стоянки» и т.д.). Чтобы дети усвоили и могли объяснить, что означает каждый дорожный знак, с ними разыгрываются дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами, домами.

Мы интересуемся, каким маршрутом ходят дошкольники в детский сад, пересекают ли они проезжую часть, перекресток, площадь. Детям показывают и рассказывают о более безопасном пути из дома в детский сад и обратно. Дети получают четкое представление о том, что правила, предназначенные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья.

Для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения используются различные игры:

  • – настольные, они очень наглядны и привлекательны для детей: «Угадай, какой знак», «Улица города», «Виды перекрестков»
  • – подвижные «Горелки», «Стоп», «Светофор»

Знания наших воспитанников стараемся показать и еще раз закрепить на праздниках, развлечениях, викторинах.

В детском саду накоплен практический опыт по проведению такой формы работы, как встреча с инспектором ГИБДД. Мы приглашаем в гости инспекторов, встречи с которыми очень интересны и познавательны для ребят. Инспектора рассказывают ребятам, как избежать опасных дорожных ситуаций.

В работе с родителями мы используем различные приемы: анкетирование, родительские беседы, собрания, консультации, круглые столы, обмены опытом. Родители принимают активное участие в работе с детьми по воспитанию правилам дорожного движения. Не было ни одного транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.

В раздевалках детского сада оформлены уголки для родителей. Работа с родителями по данному направлению даёт положительные результаты за годы нашей работы по обучению детей правилам дорожного движения.

Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.

В помощь воспитателям в методическом кабинете находятся атрибуты к играм, упражнениям детей, плакаты, наборы открыток, художественная литература, макет части поселка, буклеты, памятки, консультации для родителей по правилам дорожного движения. Из года в год мы стараемся пополнять, укреплять материально – техническую базу детского сада, развивающую среду пополнять атрибутами для сюжетно – ролевых игр по дорожному движению, приобретать и изготовлять новые дидактические игры, наглядные пособия, книги.

Групповые уголки по дорожному движению пополнились картинами, брошюрами, знаками. Имеются пособия и атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Изучаем правила дорожного движения», используются макеты, для знакомства детей с такими темами как «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт».

На площадке детского сада сделана разметка пешеходного перехода. С помощью игровых транспортных средств в НОД и в играх дети знакомятся со значениями дорожных знаков и правилами движения.

Наше дошкольное учреждение имеет договор об организации взаимодействия с муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Бехтеевская средняя общеобразовательная школа». Прослеживается преемственность в работе ДОУ и начальной школы. Учителя начальных классов приходят к нам в гости, знакомятся с будущими первоклассниками, проводят беседы с детьми, игр – путешествия, НОД по ПДД. В план мероприятий входят экскурсия в школу, «День знаний».

Подводя итоги об эффективности использования материалов опыта работы можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, акциях, участии в семейных выставках, проведении мастер-классов, в оформлении фотоальбомов и т.д.

Практическое использование материалов опыта работы в МБДОУ «Детский саду № 3» показало его высокую эффективность в работе с детьми дошкольного возраста.

Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты – за годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

 

Список литературы:

  1. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 192 с. – (Мастерская учителя). ISBN 5-94665-198-6.
  2. Предметная неделя по ПДД. / Сост. Поддубная Л.Б. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 2007г., 128 с. ISBN 5-93312-527-Х.
  3. Азбука пешехода: для дошкольников и детей начального школьного возраста. – М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с.
  4. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006. – 88 с. ISBN 5-5-88924-150-8.
  5. Козловская Е.А., Козловский С.А. Азбука пешехода. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. – 25 с.
  6. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В., Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989. – 62 с.: ил. ISBN 5-09-001138-9

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь