Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»
Едокова Оксана Владимировна
методист
Будылкина Светлана Ильдусовна
Щечкина Ольга Александровна
воспитатели
ГБОУ СОШ №10 СПДС «Ягодка»
г. Жигулевск
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХРОМОТЕРАПИИ
Главная задача ФГОС – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Базисным качеством жизни ребёнка дошкольного возраста является эмоциональное благополучие. Оно способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Чтобы обеспечить эмоциональное благополучие детей раннего возраста мы используем здоровьесберегающую технологию – хромотерапия или цветотерапия. Почему?
Метод цветотерапии очень универсален, интересен и эффективен, т.к. малыши чувствительны к цвету. Это средство здоровьесбережения доступно каждому взрослому, будь это педагог или родитель. В работе с дошкольниками необходимо учесть важный фактор: воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, поэтому сначала ознакомиться, как разные цвета влияют на организм.
Созданная комфортная обстановка в группе (теплая цветовая гамма помещений) способствует реализации задач в организованной образовательной деятельности, в свободной и самостоятельной деятельности, в играх.
Открытые мероприятия с детьми: в первой младшей группе – «Путешествие жёлтого цыплёнка» с использованием слайдовой презентации; во второй младшей группе – проект «Путешествие в зелёный лес» с использованием авторского мультфильма; в средней группе – «Космос» на закрепление цветов.
Дидактические игры направлены на развитие цветовосприятия и цветоощущения.
Авторская игра «Гусеничка» помогает закрепить тёплые и холодные цвета, разноцветные очки позволяют погрузиться в желаемый цвет, игра «Волшебные пуговички» способствуют формированию познавательных способностей. Знания, которые ребенок усваивает в процессе ознакомления, становятся основойформирования мотивации к реализации в различных видах деятельности (музыкальная, продуктивная).
Интересна акция «Цветного дня», когда выбранный детьми определенный цвет в течение дня присутствует во всё (одежда, игрушки, элементы декора группы). Основная цель мероприятия: развитие детской эмпатии, эмоционального комфорта, способствующих сплочению детского коллектива.
Основой качественной организации целостного педагогического процесса является интеграция деятельности воспитателей и специалистов (инструктора по физической культуре, психолога).
В физкультурном зале эффективно использование «Разноцветного дождика». Пробегая от «теплых» до «холодных» струек и обратно, малыш изображает соответствующие эмоции, правильно ощущая цвета.
Сенсорная комната – комната – доктор — это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Пребывание в сенсорной комнате способствует:
- улучшению эмоционального состояния;
- снижению беспокойства и агрессивности;
- снятию нервного возбуждения и тревожности;
- нормализации сна;
- активизации мозговой деятельности;
- ускорению восстановительных процессов после заболеваний.
Игры с цветными шариками в сухом бассейне способны улучшать психоэмоциональное состояние ребенка. Погружаясь в лишенные опасностей «волны» бассейна, резвясь в ярких разноцветных шариках, дети испытывают невероятное удовольствие и радость.
Сухой бассейн — это не только физическая гимнастика для всего тела, а и эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.
Взаимодействие воспитателей и родителей, единая их позиция – это неотъемлемая часть работы. Цель: не только донести нужную информацию, а привлечь их к совместной деятельности, стать единомышленниками.
Родительское собрание на тему «Использование искусства хромотерапии как средство воздействия на психоэмоциональное состояние детей» помогло раскрыть важность развития цветовосприятия.
Совместное мероприятие по познавательному развитию с родителями и детьми «Осенние чудеса» помогло приобрести хорошие навыки коммуникации, снизить количество с симптомами тревожности и признаками гиперактивности, способствовало развитию детской любознательности и познавательной мотивации.
Цвет, при умелом его использовании, является мощным стимулятором эмоционального, интеллектуального и физического развития детей.
Обобщая опыт работы, можно сделать следующий вывод: применение хромотерапии помогает создать фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребенка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. Повышается уровень представления родителей.
Эта технология обеспечивает эмоциональное благополучие и благотворно влияет на физическое здоровье детей.
Литература:
- И.А. Лыкова «Цветные ладошки»
- В. Надина «7чудес радуги. Практическая цветотерапия»
- Н.М. Погосова «Цветовой игротренинг»
- Н.В. Нищева «Разноцветные сказки»
- интернет – ресурсы.