НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СКАЗОК А. С. ПУШКИНА

Волобуева Татьяна Юрьевна
Дагаева Наталья Валерьевна
воспитатели
МАДОУ ДС №69 «Ладушки»
г. Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийских педагогических чтениях «Поэзия и сказки А.С. Пушкина как средство духовно-нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

название – НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СКАЗОК А. С. ПУШКИНА

секция  – 1. Поэзия А. Пушкина как средство нравственного и эстетического воспитания детей;

Сказки Пушкина – основаны на жизни и быте простого народа. Они отражают определенный уклад жизни людей, крестьян, старинный быт, приметы, общение друг с другом. Они легко воспринимаются детьми дошкольного возраста, потому что написаны в стихотворной форме. Его сказки — это волшебный и неповторимый мир, где оживают герои, которые воспитывают, поучают и помогают нам по-другому взглянуть на жизнь. Сказки А. С. Пушкина привлекают детей динамичным сюжетом, необычайными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес и превращений. Они учат детей верить в себя, в собственные силы, тому, что чудеса происходят не только благодаря волшебству и колдовству -их можно творить своими руками [1].

 В сказках со счастливыми финалами внимание сосредоточено на семье, на «домашних» чувствах героев, социальный статус героев не играет никакой роли. Царь Салтан, князь Гвидон, царица-мать изображаются как обыкновенные люди с «Чувствами добрыми»; например, царь Салтан грустит в одиночестве без семьи, а князь Гвидон несчастлив из-за тоски по отцу, и все чудеса мира не могут утешить его. Так, поп-жалкий старик с «толоконным лбом», старуха- сварливая жена с безмерной жадностью, царь Дадон-глупец с грузом страшных грехов на совести. Конечное поражение героев объясняется их неразумным стремлением возвысится над другими людьми, подчинить себе чью-то силу. Важно, что все сказки А. С. Пушкина предназначались взрослым и написаны были в пору творческого расцвета поэта, но вошли в круг детского чтения.

Преимущество сказок А. С. Пушкина для нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста состоит в их огромном нравственном потенциале:

Рекламное сообщение     

-дети знакомятся с народным творчеством, историей и традициями народа, так как часто в сказках Пушкина за вымыслом скрывается реальная жизнь людей: «…Три девицы под окном. Пряли поздно вечерком»; «Кабы я была царица, – Говорит одна девица…»;

– содержание и вывод сказок способствуют формированию нравственных эталонов: трудолюбия, доброты, смелости и формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности: «Он рыбачил тридцать лет и три года, и не слыхивал, чтоб рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую. И сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе» …»;

-обогащаются знания детей об окружающей природе и жизни;

-прививается интерес к русскому слову и чувство прекрасного: «…Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; у моря видел дуб зелёный; под ним сидел, и кот учёный, Свои мне сказки говорил».

Сказки Пушкина учат добру и пониманию, что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня. Пушкин не копировал народные сказки, а переделывал их, вскрывая те глубины, которые в народной сказке есть, но которых поверхностные читатели не смогли увидеть. Отличительными чертами сказок Пушкина является их оптимизм, в них добро всегда побеждает зло. Кроме того, каждая его сказка несёт в себе какой-либо нравственный урок: «Сказка ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок!»

Формирование нравственных представлений старших дошкольников через сказки А.С. Пушкина – результат длительной и глубокой творческой работы. В системе образовательного процесса в ДОУ нравственное воспитание занимает важное место, поскольку за ним стоит не только формирование нравственных качеств человека, но всей гармонично развитой личности в целом: её духовных потребностей, нравственных идеалов, умственных способностей.

Воспитывая нравственные качества у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту [3]. Сказки А.С. Пушкина способствуют достижению основной цели воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, – формирование чувствующего, думающего, любящего, и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Список литературы:

  1. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. — М.: Просвещение, 2013. — 213 с.
  2. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском. саду. -Айрис-Прес, 2011. – 204 с
  3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) // Вестник образования. — 2009. — № 17

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь