Объедкова Наталья Николаевна
Титова Оксана Валерьевна
воспитатели группы компенсирующей направленности
Семибратченко Галина Алексеевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС №24 «Березка»
Старооскольского городского округа
Материал публикуется в рамках очной Региональной научно-практической конференции “Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в системе художественно-эстетического развития”.
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста -довольно широкое понятие, в основе которого лежит формирование нравственных чувств. Этот сложный педагогический процесс является одной из основных задач ДОУ, осуществление которого достигается с помощью определённой системы мероприятий.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, поэтому расширение знаний детей происходит не только во время бесед и проведении определённых мероприятий, но и на занятиях по нравственно-патриотическому воспитанию, а также через изобразительно-художественную деятельность.
Для достижения поставленной цели в данном направлении, необходимо решение следующих задач: воспитание любви к своему дому, семье, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; ознакомление с Государственными символами России (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к традициям других народов.
Для формирования патриотизма через средства изобразительной деятельности, мы используем следующие приемы: просмотр иллюстраций, произведений живописи русских художников-пейзажистов, проводим экскурсии на выставки и в музеи, рисуем сюжетные картинки к празднику Победы, дню космонавтики, 8 Марта и т.д. Лепим и конструируем, например, космические ракеты, танковое сражение, букеты цветов, занимаемся росписью, рисованием предметов народных промыслов, красоту родного края.
Знакомим детей с русскими народными традициями, воспитываем их на материале истории нашего народа через полученные знания о народных промыслах России, мастерах и народных умельцах, а также с и русским фольклором.
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, несёт в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. От взрослого во многом зависят интересы ребенка, поэтому особенно важна активная позиция педагога, желание и умение сформировать у него осознание считать себя частью своей Родины.
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует развитию у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.
Наиболее подробно познакомить детей с особенностями, видами декоративно-прикладного искусства можно на занятиях по изобразительной деятельности. В рисовании, лепке, аппликации дети имеют возможность не только рассматривать, сравнивать, оценивать, но и применять полученные знания, умения и навыки на практике.
Дети знакомятся с различными видами декоративной росписи: хохломской, городецкой, гжельской, дымковской, расширяются их знания об истории народных промыслов, представления об искусстве народных мастеров (Городца, Хохломы, Гжели, Жостова), о разнообразии русской матрешки (загорской, семеновской, полхов-майданской). Полученные знания они применяют при расписывании силуэтов игрушек, посуды.
На занятиях по изобразительной деятельности используем темы народного фольклора, русские народные сказки. Знакомим детей с работами художников – иллюстраторов, обращаем внимание на выразительные средства передачи характерных признаков героев, учим отражать в рисунках впечатления, полученные во время различных занятий. Благодаря этому у детей развиваются эстетические чувства: умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родного края, прививаются нравственные качества: стремление к заботе о живой природе, осознание необходимости беречь и сохранять ее.
Дошкольники уже имеют некоторый опыт восприятия образов живой природы, им понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции картин. Учитывая сформированные у ребенка представления, необходимо заострять внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихах, а художник, иллюстрируя текст, стремится передать красками то, о чем сказал поэт.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, формы отражения в сознании развивающейся личности. Таким образом, можно сделать вывод, что сочетание понятий «патриотическое» воспитание и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины» имеют самую непосредственную связь, которая необходима для развития полноценной личности на этапе её формирования в целом.
УВИДЕТЬ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ МОЖНО ЗДЕСЬ